Всем привет, простите, что без картинок. Не читайте это, если вы всё ещё хотите получать фан от игры с друзьями, которые хотят просто развлечься.

tl;dr - автор пытается объяснить механики HoMM 3, в этом посте - первичные навыки.

Как мне кажется - трудно найти человека, который негативно относится к HoMM в целом и к третьей версии этой серии. Я слишком молод и мне не довелось встретиться с предыдущими частями, в то время как HoMM 3 стал моим первым TBS ещё в совсем уж детстве.

Но давайте попробуем на секунду отринуть детские/юношеские воспоминания и посмотреть на неё с позиции кибердисциплины. Баланс.
Но прежде, чем говорить о балансе - вспомним механику игры, и начнем с первичных навыков.
О чем тут можно разговаривать? Атака увеличивает урон у существ, защита - уменьшает получаемый, сила заклинаний - урон от, вот это поворот, заклинаний, а знание - увеличивает манапул.

А на сколько увеличивает урон атака и уменьшает защита? Только в HoMM 3: WoG в саму игру добавили детальное описание механики нанесения урона существами, до этого дотошным людям приходилось лезть в мануалы. Ответ - 5% и 2.5% за каждое очко разницы между атакующим существом и защищающимся. Т.е. атака равна защите? Защиты больше на 3 единицы? Атаки больше на 5? +0%, -7.5%, +25% урона. Именно этим объясняется разница в уроне между ангелом и архангелом, у которых урон одинаковый = 50, а атака нет = 20 и 30 соответственно.
Но есть кап - +300% от атаки и -70% от защиты. Нехитрыми вычислениями приходим к показателям - 60 атаки и 28 защиты.
Интересный факт - феи из сопряжения имеют 2 атаки, архангелы имеют 30 защиты. Т.е. до применения бонусов от героев феи достигли капа снижения урона для архангела.

Часто можно встретить заблуждение, что первичные навыки при получении уровня даются случайно с равным шансом. Это не так, при этом шанс отличается даже в пределах одного класса, но на разных уровнях. Камнем преткновения становится 10 уровень, на котором соотношение рандома изменяется. Пример - варвар, у этого класса 55% при левел апе получить атаку, и при этом всего по 5% на маг. силу и знание. Воен, что с него взять. Но после 10 уровня он ударяется в учебу - шанс получить атаку 30%, по 20% на маг. силу и знание.
Интересный факт - после 10 уровня боевой маг (маг у орков ака Цитадель) становится менее приспособленным к магии, чем, к примеру, демон (воин инферно) - 20%/20% боевого мага на магические навыки против 30%/30% у демона.

А какой прирост от колдовской силы? +1 длительность заклинания для бафов и дебафов, с атакующими заклинаниями - все зависит от заклинания. Скажу так - лидирует Цепная молния у воздуха (+40) и Взрыв у магии земли (+70). Армагеддон очень специфичный, поэтому не упомянул, но если интересно - +50 у него.
Интересный факт - нет НИ ОДНОГО атакующего заклинания, у которого прирост урона изменялся в зависимости от вкаченной соответствующей магии, добавляется только ЦЕЛОЕ значение. Пример - взрыв. Без магии земли урон равен Силе*70, экспертная магия земли дает урон Сила*70+300. Сравните это с +30% уроном от нападения. Поэтому если вы хотите убить врага смертоносными заклинаниями - делайте это быстро, время играет против вас.

Знание просто дает +10 маны к манапулу. Даже разговаривать не о чем. В пятых героях хотя бы мана восстанавливается на количество знания, а тут - всегда 1 (кроме случая с мистицизмом, но мы к нему вернемся).

Долгое вступление, не правда ли? Но это необходимая база. Если реактор отнесется благосклонно - в следующем посте будет описание вторичных навыков и заклинаний, на которые нужно обратить внимание по мнению автора, а в третьем - эдакие "турнирные реалии", описание типичных банов героев, вторичных навыков, ситуаций и отдельных стратегий/