жвтоне
жвтоне
Рейтинг:
407.46+21.31 за неделю
Постов: 42
Комментов: 695
C нами с: 2023-09-16

Посты пользователя жвтоне

Янтарный медведь из Слупска

В 1887 году на торфяных разработках возле Слупска (Польша) нашли вот такого янтарного медведя длиной примерно 10 см. Сейчас от находится в музее Щецина. Надо заметить, до 1945 года оба города были немецкими.
Предполагают, что обитатели балтийского побережья сделали его 3-4 тысячи лет назад. Такие фигурки в Европе появляются в мезолите (~10 тыс. лет назад). Вот, например, фигурки из датских болот:
Щщ	
	Щ,Реактор познавательный,Археология,скульптура,медведь,янтарь,Европа
На многих есть потертости: видимо, их обвязывали веревочкой и носили как амулеты.
Да и кто бы от такого амулета отказался.

Портрет Константина XI

При расчистке фресок в монастыре Таксиархов(*) (г. Эгиалия, Греция, Пелопоонес) был найден прижизненный портрет последнего императора Византии (1449-1453) Константина XI Палеолога. Император, как известно, погиб в бою во время штурма Констатинополя войсками турецкого султана Мехмеда II.
Как полагают, портрет был выполнен по заказу братьев императора Димитрия и Фомы, правителей полуавтономного деспотата Морея.
В википедии уже успели обновить картинку в статье про Константина XI. Для сравнения, до этого мы представляли его вот таким:
,Реактор познавательный,византия,живопись,фреска,новости
*) Таксиарх - в античности командир полка гоплитов, в современной греческой армии - бригадный генерал. В греческой церкви таксиархами принято называть архангелов Михаила и Гавриила, начальников ангельских воинств, им и посвящен монастырь.

Римские похороны

Древние римляне почитали своих мертвых. Как и во многих других культурах, предки считались покровителями живущих. Умерших иногда погребали, чаще сжигали. Состоятельные семьи обычно имели собственные кладбища. В любом случае, кладбища располагались вне городской черты. Обычно в память покойного ставили стелу с эпитафией, иногда и с портретом.
Это три поколения римской семьи. Все три стелы заказаны женщиной по имени Vibia Drosis. Насколько я понимаю римскую систему имен, Drosis - имя собственное, традиционно транскрибируется по-русски как "Дросида". Вибии - известный из источников семейный клан плебеев. "Плебей" не значило "бедняк", просто они не были знатью. Один из Вибиев даже стал (ненадолго) императором: https://joyreactor.cc/post/5816929
VIBIA DROSIS FECIT SIBI ET SUS POSTERISQ[UE]
"Вибия Дросида сделала себе и своему потомству"
Характерная для римских матрон прическа с множеством завитых локонов. По лицу понятно, что с такой лучше не спорить.
C[AIUS] VIBIUS FELIX VIXIT ANNIS XXXXIX VIBIA DROSIS FECIT PATRIO SUO CARISSIMO
"Гай Вибий Феликс прожил 49 лет. Вибия Дросида сделала отцу своему дражайшему."
Такую стелу могли сделать и через много лет после смерти. Традиция восковых посмертных масок известна с ранних республиканских времен.
C[AIUS] VIBIUS SEVERUS VIXIT ANNIS XXII VIBIA DROSIS FECIT FILIO SUO CARISSIMO
"Гай Вибий Север прожил 23 года. Вибия Дросида сделала сыну своему дражайшему."
Как видно, Дросида пережила и отца, и сына. О муже ее ничего не известно. Во времена империи женщины не меняли фамилию в замужестве. С точки зрения закона, дочь должна была подчиняться отцу в первую очередь. Вероятно, она овдовела и вернулась в дом отца. Хотя и разводы среди состоятельных римлян были нередки.
Когда в точности жили эти Вибии, неизвестно. В источниках о них не упоминается.
(Metropolitan Museum, NYC)

Плов

Даже не знаю, надо ли писать подробно, рецепт плова все и так знают, должно быть. Хотя вот недавно была новость про киргизских мятежников, которые запасли для плова тонну риса и одну лошадь. Странный у них в Киргизии плов. Я предпочитаю классический рецепт с бараниной.
Пропорция должна быть такая: на 1 кг мяса - 1 кг риса, 1 кг моркови, 0.5 кг лука и 300 мл растительного масла. Еще потребуется 2-3 головки чеснока, столовая ложка зиры (кумина) и соль, полезно добавиь пару стручков умеренно острого перца.
Нужен казвн с крышкой. У меня казан литров на 5, так что я масштабирую рецепт до 600-700 граммов мяса, как раз входит.
Рис тщательно промываем меняя воду, пока вода не станет почти прозрачной. Затем заливаем водой и оставляем мокнуть. Морковь надо нарезать соломкой, лук - полукольцами, мясо - небольшими кубиками. Чеснок надо очистить от шелухи, но оставить в кожуре.
Заливаем масло в казан, ставим на сильный (!) огонь, прогреваем и поехали. Огонь не убавляем, пока не придет время заливать воду. Держите под рукой чайник с кипятком.
Сначала кидаем лук и обжариваем до темно-золотого цвета, помешивая время от времени. Потом сдвигаем лук в сторону, с другой стороны кладем мясо и сдвигаем все это, чтобы лук оказался поверх мяса. Жарим 3-5 минут, перемешиваем, жарим еще. Мясо должно подрумяниться. Кладем морковь, даем ей пару минут постоять, перемешиваем. Жарим, помешивая минут 15, пока морковь должна стать мягкой и издавать "запах плова". Тут можно убавить огонь до среднего, добавит зиру и перец, долить кипятка, чтобы он покрыл мясо ни сантиметр. Убавить огонь до слабого, чтобы чуть булькало, и варить минут 40. Это называется зирвак. Его, кстати, можно замораживать и хранить месяцами.
Теперь надо посолить. На вкус зирвак должен быть ощутимо, но не сильно пересолен. На 1 кг мяса это будет где-то 5-6 чайных ложек соли, а то и больше. Кладем сверху чеснок (или втыкаем его в рис чуть позже)
Снова прибавляем огонь до сильного, чтобы зирвак как следует кипел. Сливаем с риса воду и аккуратно выкладываем его ровным слоем в казан. Перемешивать с мясом нельзя. Осторожно наливаем кипяток, чтобы покрыл рис на сантиметр. Ждем, пока выкипит и впитается. Осторожно отодвигаем рис возле стенки, смотрим, чтобы не было хлюпающей воды. На зуб рис должен быть плотный, но не хрустеть.
Убвыляем огонь до малого и закрываем казан крышкой. Внутри должно чуть слышно побулькивать. Оставляем на полчаса. Снимаем с огня и тщательно вымешиваем. Можно подавать.

Римский портрет

Покончив с Карфагеном, римляне занялись следующим соседом по Средиземноморью и завоевали греческие области на Балканском полуострове и в Малой Азии. Magna Graecia (южная часть Апеннинского полуострова и Сицилия) досталась им еще раньше, в ходе Второй Пунической войны. Эллинская школа скульптуры того времени была настолько сильна, что ей подражали даже в Египте. Римляне не стали исключением. Так появился реалистический портрет поздней республики.
Вот такие суровые дядьки ломали хребет Ганнибалу, строили от Англии до Киренаики города с водопроводом и канализацией, закладывали основы юриспруденции.
Позже, во время Принципата, стиль стал более комплиментарным.
И даже императоры стали отпускать бороды на манер греческих философов.
Ну а потом европейцы разучились делать скульптурнве портреты и строить канализацию веков этак на десять.
(Metropolitan Museum, NYC)

Фаюмские портреты

В заключение египетской серии.
Египет продержался три тысячи лет в более-менее неизменном виде. Затем пришел Александр, и мир от Нила до Инда в одночасье стал элиинистическим. Потом Cредиземноморье прибрали к рукам хозяйственные римляне.
Изменилась даже весьма консервативная погребальная традиция. Мумии делали по-прежнему, но вот лица мумий вместо резных масок стали закрывать деревянными дощечками с живописным портретом покойного.
Конечно, такое удовольствие было доступно только богатым. Большая часть портретов была найденf в некрополях большого оазиса Фаюм (80 км южнее Каира), поэтому стиль называется "фаюмский портрет". Их известно более 900, традиция держалась с I в. до н.э. по III в. н.э. и закончилась, видимо, с распространением христианства.
Как правило, писали такие портреты восковыми красками (энкаустика). В сухом египетском климате и в темных гробницах это обеспечило превосходную сохранность цвета.
(Metropolitan Museum, NYC)

Манифест

Лучше быть свиньей, чем фашистом.
,квадроберы,Миядзаки,Миядзаки Хаяо, хаяо миядзаки,Anime,Аниме,фэндомы,Porco rosso

NGC 6992

Есть два сценария появления сверхновых звезд (аккреция в двойной системе и одиночная массивнная звезда), но причина взрыва в конечном счете одна и та же - избыточная масса. В какой-то момент гравитация сжимает звезду слишком сильно, и вместо равномерного термоядерного горения звезда взрывается вся сразу. Большая часть вещества при этом разлетается в стороны.
Больше 10000 лет назад такая история случилась в южной части созвездия Лебедя. Остатки сверхновой с тех пор разлетелись на 120 световых лет. С расстояния 2400 световых лет это выглядит как кольцо эмиссионных туманностей примерно в шесть раз больше видимого диаметра Луны. К сожалению, невооруженным глазом его не видно, да и вооруженным разглядеть непросто. Называется этот объект "Петля Лебедя" (Cygnus Loop), отдельные части имеют собственные имена, например Восточная и Западная Вуаль
На этом снимке (экспозиция 10 минут) виден кусочек Восточной Вуали, известный как NGC 6992. Размер снимка по вертикали примерно 30 угловых минут (диаметр Луны). Красное свечение в подобных туманностях обычно обеспечивает ионизированный водород, а зеленоватое - кислород.
Многим в нашей жизни мы обязаны древним сверхновым. Нормальный звездный термоядерный синтез создает элементы вплоть до железа. В таких реакциях выделяется больше энергии, чем затрачивается на сближение ядер. Образвание более тяжелых элементов энергетически невыгодно, поэтому в сколько-нибудь заметных количествах они появляются только при взрывах сверхновых. Так что медь, олово, золото, свинец, уран - все это из вот таких облаков.

Портреты Древнего Царства

Древние египтяне обустраивали сложные погребальные комплексы, чтобы обеспечить душе умершего долгую и полноценную загробную жизнь. Конечно, позволить себе погребение по высшему разряду могли только фараоны и высшие чиновники.
Помимо мумий использовались скульптурные портреты, как правило, каменные. Египетские скульпторы научились их делать в самом начале Древнего Царства, так что мы можем посмотреть в глаза людей, живших 40-45 веков назад.
Господин Иди, предположительно министр.
Начальник житниц господин Никаре с женой Хуеннуб (справа) и дочерью Хуеннебти (слева)
Смотритель крепостей господин Демеджи с женой Хеннутсен.
Господин Митри, губернатор провинции. Скульптура деревянная, что редкость..
И безымянная служанка, работающая на зернотерке, просто за компанию:
(Metropolitan Museum of Art)

Додинастический Египет

Эту чашу (видимо, ритуальную) сделали в Верхнем Египте во времена культуры Накада примерно 5500 лет назад. До великих пирамид оставалась тысяча лет, до первой известной иероглифической надписи (палетта Нармера) - лет пятьсот. Когда египтяне начали писать, иероглиф "wab" в виде чаши на человеческих ногах стал обозначать "чистый, очищать".
,Древний Египет,посуда,сфотографировал сам,фото
О додинастических египтянах известно не слишком много. Они строили города, где жило до 5000 человек, делали довольно изящную керамику, пользовались каменными и медными инструментами, подводили глаза краской (известны каменные дощечки для растирания красок). Поддерживали торговые связи с Месопотамией, Малой Азией, Нубией. В конце концов они завоевали Нижний Египет и все заверте...
(Музей Метрополитен, Н-Й)