После ночных гостей вылез утром из машины, походил вокруг с детектором искривления. Стрелка гуляет, видимо и правда что-то странное было ночью, решил подальше отъехать на всякий случай. В итоге на одном из холмов остановила природоохранная служба, на границе территории.
Сотрудниками оказались очень позитивные и общительные мужики, проверили машину, посмотрели документы, постояли, пообщались. Про байтырок, которых они называют "булбулын ур дам", слыхали, даже натыкались сами иногда.
Спрашивали еще, не железнодорожники ли с транс-балканской магистрали институт оповестили, что этот сердитый народец из глубин степи снова вылез. О них иногда по два-три года ни слуху ни духу, на контакт выйти не всем удается.
Я удивился, и как мне объяснили, чебурашки оставляют метки на грузовых вагонах, советовали полюбоваться на это дело. Не каждый, мол, таким похвастаться может. Еще отметили мне на картах пару скрытых памятников, теперь есть куда съездить, посмотреть. Про вагоны правда, не совсем понял, что имелось ввиду.
День восемьдесят третий. Объезжал те места, про которые говорил сотрудник природоохраны, действительно красивые памятники. Плиты с разными узорами расположены вокруг центральных менгиров. На самих менгирах бронзовые или медные маски висят, по три штуки, все зеленые уже от времени. Приборы им больше тысячи лет дают.
На крайней остановке заметил чебурашку, причем из другого племени, судя по виду. Зубы торчащие отсутствуют, вместо них краской нарисованы такие же. Может какое-то ответвление? На знаки торговли и мира не особо обратила внимания, спустилась под холм и ушла к ездовой козе. Ну хоть не прогоняла, правда следила за мной пока я не уехал.
Институт баллов щедро отсыпал, еще два месяца в запасе есть.
Пробовал проехать в глубь территории, но мне недвусмысленно показали, что дальше нельзя. Выскакивают на своих зайцах перед машиной, руками машут, знаками запрещают. Что же, караван-сарай я конечно так не увижу, обычного торговца туда видимо не пустят. Тогда задумался, пустят ли туда кутухту - колдуна?
Попросил Мурманяна прислать с института все нужное. Старый знакомый, и с правилами у него такие же отношения как и у меня. Вечером с помощью этилового эфира борной кислоты продемонстрировал чебурашкам зеленое пламя прям в руке. Не то чтобы прям вышел фурор, даже руки осматривали и обнюхивали, не самый доверчивый народец. Но точно слышал, как кто-то шептался, что я кутухта, все-таки не смогли понять, как эксперименты из школьной программы работают. Теперь посмотрим, что изменится.
Сидел в машине, никого не трогал, записывал кое-какие наблюдения в дневник. Прискакала кучка байтырок, но мне не до них было — оставил им магнитофон, пусть веселятся. Спустя полчаса слышу: на улице посвистывания и напевы стихли, только радио шумит. И затем какой-то рык прокатился, словно собаки за окном чужого услышали.
Выглянул наружу — стоит из другого племени чебурашка, но вдалеке. Пальцами тыкают остальные, шипят - Уштуг! Уштуг! - подумал, название племени. Решил, как-то не международно это, одно племя игнорировать, а с другим общаться. Показал знаки мира, та приблизилась. Остальные отошли слегка, бубнят что-то недовольно, но не лезут.
Вытащил бусы и мелки для рисования, всякую мелочь на продажу. А та ходит вокруг, нос воротит, и щурится так недобро. На меня так последний раз бывшая жена смотрела при разводе, только та вообще все забрала, а этой будто и не надо ничего. Потом началась среди них перепалка, слово за слово, полезли колючие словечки на байтырском. Уштугша эта в итоге схватила красных бус целую охапку, трясет перед другими и хихикает. Что тут началось!
Я в такой ярости еще этот народец не видел, даже когда при первой встрече машину мне колотили. Стоят, руками машут, клыки наружу, я уж бояться начал, что до кровопролития дойдет, а там и ко мне претензии будут. Но нет, обошлось в итоге, как мог на местном языке объяснил, что не надо так. Все пофыркали друг на друга да как по команде сели на скакунов, кто на чем, и уехали в степь в разные стороны.
Сижу дух перевожу. Чуть войну племен не спровоцировал, идиот.
После первых дождей трава поднялась, растет как безумная, скоро по пояс уже будет наверное. Сидел у лагеря, делал фото интересных орнаментов на одежке у местных, институт такие вещи до сих пор просит.
Тут услышал свист, да такой что аж уши заложило - обернулся, вижу птица какая-то с неба падает, словно подбитая. И байтырка стоит, но лука у нее не было. Про это нам упоминали, что про этих чебурашек ходят такие поверья, но я честное слово думал, что это все просто так...
Подошел поглядеть, и правда: перепел лежит мертвый, вокруг еще эта черная птица скачет чудная и зубами щелкает, будто какой-то танец исполняет. А хозяйка ждет в стороне, пока та напрыгается, не мешает. Поспрашивал у свистуньи, что это да как, но, увы, из объяснений не понял толком ничего. Разве что свистнула при мне пару раз в небо, но кроме ушей моих уже никто не пострадал.
Внимательно бы посмотреть на это дело, но в институт все равно отправил сообщение. Пусть и тянет на икштымского гомункула пока что, но пару баллов накинули, тоже заинтересовались. Уж приукрасить-то я умею.
Погодка хорошая наступила, солнце днем напекает, под вечер прохлада из низин поднимается. Подпаучник распустился, местные из него венки плетут, в шапках видать совсем жарко ходить, а может обычай какой.
Присмотрелся к ручным птицам, благо те ко мне немного привыкли, не улетают и не шипят почти. Морды у них конечно совсем не птичьи, скорее человекообразные. Как гарпии какие-то греческие, или сирин, даже грудь в наличии как на старых картинках в сказках. Чебурашки их одевают в маленькие плетеные рубашки из коры или кольчужки из монеток. На голове иногда ободок с двумя серьгами, а вот клобуков закрывавших глаза не замечал, видимо не требуются.
Вообще очень дрессированные существа, по интеллекту наверное как крупные попугаи - знают слова на байтырском, явно осознанно их используют, если хозяйка танцует то птица на голове сидит и повторяет движения. В охоте используются редко, наверное их больше для красоты держат, хотя как по мне, то большая часть прям страшная.
Еще заметил, что они яйца несут, прямо в шапки на которых сидят. Снесется, каркнет что-то, чебурашка снимает головной убор, яйцо достает и прячет в маленький карманчик, там же на шапке. Яйца очень чудно выглядят, по цвету как бензиновое пятно на луже, все переливается. Мне правда ни разу этих яиц не предлагали, хотя видел, что между собой местные ими меняются.
С утра пораньше отправился на дальние холмы пешком, лень было лагерь отцеплять от машины, да и пройтись захотелось. Думал, вдруг там рисунки новые будут на камнях или что-нибудь подобное. Степь довольно обманчива, вроде смотришь — холмик, рукой подать, а полдня ушло туда и обратно.
К машине уже подхожу, вижу — стоит коза с седлом, мордой в окне, занавеску жует. Я машину обычно не закрывал, местные жители проявляли до этого момента удивительную вежливость и в кабину ни разу не пытались попасть. До этого момента. Сунулся в машину, а там уже оккупировали мне все.
По всей кабине раскиданы шмотки, сапоги да сабли, окна нараспашку. На тумбочке сидит гарпия и шипит на меня, будто я тут не к себе зашел. На диванчике аж с ногами развалилась уштугша, журналы листает, привыкает! И смотрит так с недоумением, словно я и вернуться сюда уже не должен был.
— Вам чё надо, - говорю, - Гражданка?
А та даже в позе не поменялась, хихикает только, противненько так "сьсьсьсьсьсьсь", как змея. А уж как козлиной шерстью несло в кабине, словами передать сложно. Еле-еле на ломанном байтырском смог объяснить, что я тут вообще-то живу и в гости никого не звал.
Разговорился хоть потом, словарик в блокноте немного пополнил, пока непрошеная гостья пальцами тыкала в журналы и тявкала что-то. Слава богу, на закате собрала вещи свои да уехала, проветрить только не удалось, увы.