История видеоигр, часть 13: Pong (1972)

,Игры,старые игры,обзор
Прототип игрового автомата Pong.

В 1971 году Нолан Бушнел зарегистрировал компанию Syzygy Engineering для выпуска одной единственной игры, Computer Space. Успех был умеренным, но вдохновил авторов идти этой стезёй дальше. Бушнел и Дабни решили основать контору, продающую "идеи" игр другим компаниям. Новые задачи требовали новых специалистов и новоиспечённая Atari приняла на работу инженера Алана Алкорна. В качестве "разминочного" задания Алкорна попросили спроектировать простую игру с движущейся точкой, двумя "ракетками" и возможностью ведения счёта.

,Игры,старые игры,обзор
Алан Алкорн

Поразмыслив, Алан решил, что с описанным боссом функционалом игра будет скучной и добавил несколько фич от себя. Ракетки были разделены на 8 частей, при попадании в которые мяч отскакивал под разными углами: две центральные части отбивали мяч перпендикулярно ракетке, а крайние - под острым углом. Скорость полёта мяча нарастала с каждым ударом и возвращалась к исходному значению, когда один из игроков промахивался.

В августе 1972 прототип был установлен в баре, с хозяевами которого у Бушнела были хорошие отношения. Игра имел успех и несколько недель привлекала всё новых поклонников. Когда хозяин бара обратился к Atari с просьбой проверить происходящие с автоматом сбои, оказалось, что их причиной был переполненный монетоприёмник.

Узнав о случившемся аншлаге, авторы решили не продавать права на игру, а начать самостоятельное производство.

,Игры,старые игры,обзор
Pong в режиме демонстрации.

Пройдя все семь кругов ада, компания всё-таки нашла деньги и сотрудников для сборочной линии. Как и прошлое начинание Бушнела, выглядело всё это чудовищной авантюрой, которая выгорела лишь чудом. Автоматы с Понгом продавались как пирожки, и Atari не успевала подсчитывать прибыли. Как водится, всё пошло наперекосяк из-за одного маленького упущения: авторы не запатентовали технологию и вскоре практически затерялись в море клонов. "Шакалы!" - говорил Бушнел о подражателях, хотя его собственный первый игровой проект начинался как калька со Spacewar! Да и Pong, чего скрывать, была доработанной версией настольного тенниса с Magnavox Odyssey.

3
ID
I,Игры,старые игры,обзор
Типичный кадр из игры.

В исторической перспективе этот Pong-бум имел положительный эффект: множество компаний, продававших его копии, позже перешли к разработке уникальных игровых проектов. Таким образом, Бушнел и компания невольно дали толчок аркадной революции. Лучшим методом борьбы с подражателями сам Бушнел считал повышение качества и оригинальности собственного продукта. Так, вскоре появились вариации понга для четверых игроков - в командах по двое и каждый за себя, а затем и домашние консоли, подключавшиеся к телевизору.

Устроив этот исторический обзор, я совсем забыл о главном: что, собственно, представляла из себя Pong? Если вдруг кто-то среди читателей с ним не знаком, кратко опишу: Pong - это имитация настольного тенниса для двух игроков, управляющих "ракетками", которые могут двигаться вверх и вниз, но фиксированы по горизонтали. Задача игроков - отбивать мяч до тех пор, пока противник не пропустит подачу. В оригинальной версии счёт идёт до 11 очков, но в многочисленных инкарнациях игры правила неоднократно менялись.

,Игры,старые игры,обзор