Сменная оптика в телефоне и добыча боке
Всем доброго времени суток. Не так давно я неожиданно для себя открыл факт того, что телефоны умеют фотографировать и делают это весьма неплохо. Настолько неплохо, что их даже можно использовать для творчества. Маленькие матрицы конечно же накладывают свои ограничения, но результаты получаются весьма годными. К сожалению моя разбалованная взрослыми камерами душа не смогла смириться с совершенно ужасным ограничением — с оптикой.В телефоны издавна ставят только широкоугольную оптику, да еще и с фокусным около 28мм (в пересчете на эквивалент кадра 24х36мм). Мне такие объективы никогда не нравились — ни человека нормально снять (лица искажаются страшно), ни фон красиво отделить.Мало того что эти 28мм считаются теперь "нормальным" объективом, так еще и более "длинные" фокусные теперь называют телеобъективом. Это смешно слышать на самом деле.
Поэтому душа решила полюбопытствовать. И выяснила, что современные матрицы в телефонах в общем и целом сходны по размеру с 8мм кинокадром.Это те самые любительские кинокамеры формата 2х8 или Супер8 (например "Экран", "Кварц" и т.д.). И в мире этих кинокамер существуют совершенно вкуснейшие и интереснейшие объективы (в основном зарубежные). Пришло время действовать!
Для опытов был взят старый аппарат Ergo SmartTab 3G 4.5 с камерой на 5 мегапикселей. Старый, дешевый и ненужный китайский телефон. Разбирается он очень просто, запчасти можно найти за копейки — идеальный кандидат.Самое главное в нем для дела - модуль камеры. Он как бы неразборный и состоит из платы с матрицей и блока с объективом, ИК-фильтром и магнитом для работы автофокуса. Все вполне обычно. Но нет ничего неразборного - есть маленькие молотки.Из модуля камеры был извлечен родной объектив со встроенным ИК-фильтром, было снято защитное стекло камеры на корпусе телефона и таким образом мы получили голую матрицу.
Выглядит это примерно так:
Все осталось полностью работоспособно, только объектив теперь нужно будет присоединить свой. Какой? Какой угодно!
В моем случае испытуемым объективом стал проекционный "Н-2" 18/1.4. По своим характеристикам он обещал быть как минимум любопытным благодаря светосиле f1.4 и более длинному фокусному — целых 18мм (эквивалент 135мм для кадра 24х36 или увеличение в 2,5 раза). Это уже нормальный такой телевик.
В моем случае испытуемым объективом стал проекционный "Н-2" 18/1.4. По своим характеристикам он обещал быть как минимум любопытным благодаря светосиле f1.4 и более длинному фокусному — целых 18мм (эквивалент 135мм для кадра 24х36 или увеличение в 2,5 раза). Это уже нормальный такой телевик.
Однако у проекционных объективов есть свои особенности:
— отсутствие узла диафрагмы (она им просто не нужна)
— отсутствие узла фокусировки (обычно объектив просто перемещается внутри своего крепления в кинопроекторе)
Но это не преграда. Всегда можно нафокусировать ногами и руками:)
А диафрагма — она для слабаков.
Объектив был установлен фланцем на площадку с отверстием камеры и закреплен пластилином. Да, так делают только профаны, но для предварительных тестов этого хватит. Ведь совершенно непонятно чего ожидать от этой затеи.
Разве что дистация фокусировки получилась небольшой — около полуметра.
Также из-за отсутствия ИК-фильтра поехали цвета, т.к. матрица чувствительна к ИК излучению и это влияет на конечный результат. Поэтому фото были переведены в ч/б - так проще их воспринимать.
— отсутствие узла диафрагмы (она им просто не нужна)
— отсутствие узла фокусировки (обычно объектив просто перемещается внутри своего крепления в кинопроекторе)
Но это не преграда. Всегда можно нафокусировать ногами и руками:)
А диафрагма — она для слабаков.
Объектив был установлен фланцем на площадку с отверстием камеры и закреплен пластилином. Да, так делают только профаны, но для предварительных тестов этого хватит. Ведь совершенно непонятно чего ожидать от этой затеи.
Разве что дистация фокусировки получилась небольшой — около полуметра.
Также из-за отсутствия ИК-фильтра поехали цвета, т.к. матрица чувствительна к ИК излучению и это влияет на конечный результат. Поэтому фото были переведены в ч/б - так проще их воспринимать.
После примерки этого проекционника получились вот такие результаты:
Объектив несмотря на простую схему (всего 4 линзы) выдает хорошую резкость.
Хотя, конечно, наблюдается софт-эффект из-за высокой светосилы (это конек проекционников, за что я их и люблю). Но этот софт очень приятный (особенно в цвете). Разве что в резкость попасть сложновато — без функции фокус пикинга на экране визуально плохо ее видно и очень легко промахнуться.
Еще из-за плохо черненых торцов линз, что тоже для проекционников обычное дело, контраст не самый лучший.
Однако сам факт, что этот телефон теперь может снимать по сути как всамделишный фотоаппарат - это не может не радовать.
Да, качество старой маленькой матрицы весьма посредственное и она безбожно шумит даже днем, а софт как умеет портит картинку шумодавом. Но современные модули уже намного лучше и такие объективы будут выдавать намного более интересный и вкусный результат.
Да, качество старой маленькой матрицы весьма посредственное и она безбожно шумит даже днем, а софт как умеет портит картинку шумодавом. Но современные модули уже намного лучше и такие объективы будут выдавать намного более интересный и вкусный результат.
Следующий шаг - сделать нормальное крепление для этого объектива и придумать узел фокусировки, чтобы снимать на более дальние дистанции.
Кто знает, возможно концепция телефона со сменной оптикой не так страшна как кажется? Ведь носить с собой чемодан фотобарахла для десятка фото интересно только в первый год, а потом постепенно приходишь к тому, что вмещается в карман, максимум два.
- Фотовыставку!
- Думаешь наложение черно-белого фильтра делает тебя профессиональным фотографом?
- А что нет?