В конце III в. до н.э. в Южной Монголии возникло и распространилось на всю Центральную Азию протогосударство хуннов – монголоидных номадов, говоривших на архаичном тюркском языке (хотя многие бурятские историки сразу воскликнут: «на монгольском!), далёким потомком которого является нынешний чувашский. Государственное объединение экономически независимым номадам понадобилось для дистанционной эксплуатации соседнего Китая, и (не в меньшей степени) для защиты от него же. А вот соседей по степям хунны нагибали и эксплуатировали, что привело к массовой откочёвки этих родственных племён на запад и северо-запад. Эти мигранты расселялись и среди аборигенов Южной Сибири. Они принесли свои обычаи, в том числе похоронные обряды, и материальную культуру, многие элементы которой схожи с хуннскими. Массовое переселение этих мигрантов в Минусинскую котловину привело к тому, что прежнее тагарское население было оттеснено на север, и вынуждено было мириться с новыми многочисленными соседями. Среди археологов до сих пор идут споры о том, выделять ли в отдельную культуру этот этап археологической истории Хакасии, или впихнуть его в состав прежней тагарской, или более поздней – таштыкской. В любом случае носители тесинского культурного комплекса значительно отличались как от таштыкцев, так и от современных им тагарцев. Последние, потеряв часть земель, стали возводить менее высокие, но более многоместные курганы, куда теперь по бедности нередко клали не настоящие вещи, а их имитации. Тесинцы же (люди монголоидного облика) хоронили умерших в грунтовых могилах на кладбищах. В первые века новой эры в Минусе начался новый этап развития культуры – оглахтинский. Иногда его выделяют в отдельную культуру. Местные насельники, перемешавшись, создали смешанную культуру, более-менее однообразную. Умерших теперь хоронили в склепах, состоявших из сруба в яме. Кого-то сжигали и прах клали в тряпичные куклы, а кого-то мумифицировали, и клали на лица маски. Чуть позже в Минусе сложилась на этой основе таштыкская культура, которую нередко датируют первыми веками н.э., но вероятнее её существование относится к 6-7 вв., т.к. она успела испытать на себе влияние древнетюркской культуры. Таштыкцы были людьми смешанного типа – европеоидно-монголоидного, с преобладанием первого. Они занимались земледелием, скотоводством, ремёслами (особой тонкостью и разнообразием отличалась керамика), торговали с соседями и получали китайские вещи. Умерших они хоронили в склепах. Бытовала кремация, мумификация, трупоположение. Таштыкцы научились делать точные портретные маски. Таштыкцы уже больше походили на современных хакасов, чем тагарцы. Возможно, они уже говорили на тюркском языке. Они были предшественниками (и, вероятно, ближайшими предками) енисейских кыргызов.
продолжай