Доброго и веселого времени суток!

Одна из особенностей художественной керамики -- сложность (невозможность, да и ненужность) сделать полноценный эскиз.
В глине получится по другому, как не старайся. Поэтому, в качестве эскиза лучше использовать "почеркушку", примерный эскиз, который обозначает основные объемы, линии, выделяет конкретные мелкие детали (иногда -- их варианты, которые лучше пробовать менять уже в ходе работы).

Вторая причина для "почеркушек" -- прием, которому научил мой мастер в колледже: "повтор с отсевом".
Например. Нужно изготовить художественный чайничек.
Делаем сразу 2-3, ориентируясь на эскиз. Потом выбираем один, который посчитали самым удачным, остальные размачиваем в глину.
Делаем еще 2-3. Выбираем самый понравившийся. Остальные опять размачиваем.
В итоге, остается один-два из десяти, полутора десятков. Конечный результат уже можно в обжиг.
Прием хорошо подходит для обучения, тренировки навыка. Для создания качественной индивидуальной работы. Для создания модели, которую потом можно размножить повтором.
Ну и для постижения Великого Дзена Пофигизма, что немаловажно любому мастеру своего дела!)

Однако, в данной теме, иногда бывают презабавные казусы. Когда-то в поездке пришла в голову мысль, по которой сделал эскиз. Потом эскиз потерял, вернувшись, сделал работу по памяти. Потом нашел эскиз... Выяснилось, что сделал совершенно другое. Сделал по эскизу.
Так получились две работы по одному наброску, но в разных стилях. Один вариант показал в прошлом посте, здесь выкладываю второй.