,Весёлый коровяк,Быкобой,праздники

Обряд Быкобой, который проводят в селе Большая Коча — древний. Организаторы мероприятия говорят, что проводят его во времена нестабильности. По сути, это жертвоприношение — быка ведут на реку, перерезают ему горло, а в крови, стекающей в реку, купаются присутствовавшие на обряде. Мясо варят и едят. Не проводилось такое в Прикамье всего девять лет. Но в этом году в селе Большая Коча день Фрола и Лавра — 31 августа — отметят традиционным обрядом Быкобоя.

— Для обряда нужен годовалый бычок. Окрас не имеет значения, — говорит Василий Гагарин. — После заклания быка люди обмывают лицо и больные места водой из реки Онолва, многие заходят в воду по колени. Вода считается целебной. Но пить ее нельзя. Мясо варят — так как оно жертвенное, без соли и специй. Готовое мясо раздают людям. Часть нужно съесть на берегу, при этом мысленно попросить помощи и защиты предков. Часть относят домой и обычно сушат и сохраняют до Семика или родительской субботы, чтобы принести на могилы предков.

,Весёлый коровяк,Быкобой,праздники
Мясо готовят на берегу
Кстати, бычка, которого будут убивать, благословляет «знающий» (тот, кто знает заговоры, ход обрядов и прочее. — Прим. ред.) или… православный священник! Например, именно православный батюшка благословлял бычка в 2009 году, когда обряд проводили здесь в последний раз. А до революции часть мяса, головы и копыта быков даже отдавали в часовню. Но при этом помощи участники обряда просят у бога Ены из коми-мифологии. По легенде, именно он спас жителей Кочи, когда их земля стала неплодородной и с нее ушли звери. Люди молились Ене, и он их услышал — на берег вышел белый олень. Он-то и стал первой жертвой, на мясе которой местные пережили зиму. После его заменил бычок.