То, что вы видите перед собой — это иллюстрации к трилогии Скотта Вестерфельда «Левиафан» (Scott Westerfeld – “Leviathan”). Отличная идея — альтернативная Первая мировая, где схлестнулись биопанк против паропанка, «дарвинисты» против «жестянщиков», живые дирижабли против шагающих мехов (кто где — можно увидеть по карте ниже), — и прекрасные стильные иллюстрации. Жаль, что книги при этом совершенно никакие, даже для «подростковой фантастики» — увы и ах, бездарно загубленный потенциал. Кто хочет убедиться лично (или, напротив, приятно удивиться, кто вас знает) — книги есть на Флибусте. А мы продолжим картинки:
Все вы наверняка видели в этих ваших интернетах (да что там, даже на Джое) картинки странных японских изобретений — от галстука-зонтика до глазного закапывателя. И, возможно, даже задавались вопросом: неужели это в Японии и впрямь кому-то нужно?! Правильный ответ, как всегда, прост и однозначен:
Это действительно реальные изобретения — но как товары они не продаются, патентов на них нет, и их авторы прекрасно осведомлены об их абсурдности. Это не баг, это фича — иными словами, это чиндогу. Chindōgu, что буквально означает «странные приспособления», это целый жанр: изобретение приспособлений как бы для ежедневного использования, чья очевидная польза затмевается их абсурдностью. То есть, задачу свою они действительно решают, но таким образом, что лучше бы этого не делали. Причём, изобретаются они так совершенно сознательно, это не косяки и не отголоски атомных бомбардировок.
У Запада был Руб Голдберг, у Японии был и остаётся свой Кэндзи Каваками. В русскоязычной Вики вы про него статью не найдёте, пока сами её не напишете, поэтому вот вам краткая выжимка: в 90-х сей товарищ (его с полным правом можно так назвать, ибо был он активистом левого толка) работал в журнале Mail Order Life, представлявшем собой каталог товаров для домохозяек. Дела у журнала шли ни шатко ни валко, рекламу товаров приходилось размазывать по страницам тонким слоем, и однажды Кэндзи решил — чего пропадать пустому месту? И стал размещать на последних страницах журнала свои изобретения, которыми он занимался на досуге. Его изобретения словно бы протестовали против утилитарности и консьюмеризма (вы всё ещё помните, что Кэндзи был активистом?), вызывающе бравируя своей практической непригодностью при несомненной же их практической пользе. Короче говоря, наш товарищ стал лепить в журнал собственноручно запиленные мемасики. Он и назвал свои творения «чиндогу».
И был успех! Японцы любят хорошую шутку юмора, несмотря на всю свою чопорность и серьёзный вид. Так что со временем мемасики перекочевали с последней страницы на глагне, а у самого Кэндзи Каваками появилось множество последователей. Тысячи людей присылают свои «изобретения» Каваками-сану на публикацию, а кроме того, объединяются в Международное сообщество чиндогу (International Chindogu Society). Принципы же всей этой движухи таковы:
1. Чиндогу должно быть (практически) бесполезным. Как приспособление для автоматизации подметания плаца железными ломами.
2. Чиндогу должно существовать в реале. Никаких новомодных рендеров.
3. Чиндогу олицетворяет свободу мысли и творчества. Эффективные менеджеры и рационализаторы идут лесом. Чиндогу вольно быть тем, чем является, и не сковано рамками этого вашего здравого смысла.
4. Бесполезность чиндогу должна быть очевидна всем. Никакого профессионального юмора, который простые смертные могут принять за чистую монету.
5. Чиндогу не для продажи*. Вы всё ещё помните, что Кэндзи был активистом? Так вот, никакого оскаленного капитализма в нашем уютном чиндогу-мирке — безумие каждому, и пусть никто не уйдёт обиженным.
6. Юмор не должен быть сугубой целью чиндогу. Изобретение должно действительно решать поставленную задачу — ржака должна возникать исключительно из-за того, как именно оно это делает. Это как с законами — их никто не принимает чисто ради поржать, зато потом...
7. Чиндогу это не пропаганда. Помните, что Кэндзи был активистом? Так вот, теперь забудьте — чиндогу исключительно вещь в себе, она не пропагандирует никаких философских идей и не делает политических заявлений. Честно.
8. Чиндогу никогда не касается табуированных тем. Никакого сексуального подтекста, грубых шуток и неуважительного отношения к живому и дышащему. У нас всё чинно и прилично, а за всем остальным добро пожаловать в секретные разделы.
9. Чиндогу не может быть запатентовано. Не в смысле физически не способно, а в смысле оно должно быть общим и свободным к использованию (если кто-то решится его использовать).
10. Чиндогу без предубеждений. Никакого расизма, сексизма, эйджизма, фундаментализма и прочих страшных -измов. Все люди равны пред ликом Чиндогу, и Чиндогу любит всех. Да, даже тебя. Нет, никакой пропаганды.
(Да, палка для сэлфи тоже когда-то была чиндогу — приблудой за гранью абсурда. Кое-кто считает, что и до сих пор остаётся.)
А напоследок можете полюбоваться на вдохновителя этого праздника здравого смысла и его чудесные изобретения в действии:
* это у Кэндзи Камамуры они не для продажи, а ни-разу-не-капиталистические китайцы не столь щепетильны. Зайдите на Али, поищите, например, "baby mop suit" — и обрящете.
P.S. Иллюстрированная инфа на английском для не утоливших своё любопытство: