Русский лагерь в Туркестане
Минируют?
удобряют
У особо запущенных - кольцевая.
ОПАЧКИ! А что это тут у нас? Дескредитируем, да, товарищ Верещагин? 50к и предписание уничтожить сей поклёп!
"Передо мною, как перед художником, война, и её я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады."
Тем временем великий князь Александр Александрович:
"Читая каталог картинам Верещагина, а в особенности тексты к ним, я не могу скрыть, что было противно читать его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек! Жаль, что это будут единственные картины в воспоминание славной войны 1877-78 годов, и это всё, что мы оставим нашему потомству".
При первой публикации в 1900 году слова про скотину и помешанного были опущены. Впервые без купюр письмо было опубликовано только в 1964-м.
Тем временем великий князь Александр Александрович:
"Читая каталог картинам Верещагина, а в особенности тексты к ним, я не могу скрыть, что было противно читать его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек! Жаль, что это будут единственные картины в воспоминание славной войны 1877-78 годов, и это всё, что мы оставим нашему потомству".
При первой публикации в 1900 году слова про скотину и помешанного были опущены. Впервые без купюр письмо было опубликовано только в 1964-м.
А, Семь Пудов Адмиральского Мяса!
Помним-помним.
Помним-помним.
Картина изображает панихиду по убитым русским воинам, проходящую под открытым небом. Зритель не сразу различает распростертые на земле тела, не сразу обращает внимание на свежевырытую братскую могилу и деревянный крест в левой части полотна. Но приглядевшись, он в ужасе видит изуродованные обнаженные трупы солдат, их отрубленные руки и головы, едва присыпанные землей. Кому-то, по воспоминаниям художника, турки отрезали под Телишем пальцы и вложили их в рот, кому-то вырезали православные кресты на лбу или на спине. Раздеты егеря были преднамеренно: не только для того, чтобы было чем поживиться врагу, но и чтобы легче было скрыть эти нечеловеческие зверства, присыпав трупы землей. Поэтому и сам художник (в реальности), и зритель (уже по замыслу автора) на картине – не сразу различают в бескрайнем поле обнаженные человеческие тела. «Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками, и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою. Священник отслужил панихиду…» – писал Верещагин в каталоге выставки 1883 года в Санкт-Петербурге.
После гибели брата Сергея полотна художника о войне приобрели характер пронзительной личной боли. Всегда было принято считать Верещагина непримиримым атеистом, хотя он писал: «Христа уважаю, но правилам его мало следую…». Живописец тяжело переносил неизвестность о том, погребен ли его брат или находится в «открытой могиле». Православный обряд отпевания умерших на картине связан не только с убитыми под Телишем, но и со смертью Сергея и тысяч русских солдат под Плевной. Картина стала для Верещагина символической панихидой по всем душам (вне зависимости от национальности и вероисповедания), которые забрала война. «Побежденные. Панихида» – пожалуй, самое сильное философское произведение художника, наряду с «Апофеозом войны», 1871.
Источник:
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8427