Средневековые носки и женская честь
Основным видом одежды для ног в Западной Европе в Средние века были шоссы. Это некий аналог чулка, носка или унт, одевавшийся на босую ногу. Они выкраивались косым кроем из одного или нескольких кусков сукна либо льна и сшивались по задней поверхности голени и бедра. Шоссы были одеждой типа «унисекс» - их носили и мужчины, и женщины.
Соответственно, историков моды и реконструкторов, занимающихся переодеванием в костюмы времен Позднего Средневековья, интересует восстановление облика этого предмета гардероба. Научный интерес одних и маниакальная тяга к достоверности каждого стежка, складки и строчки у других диктовал требование к высокой точности проводимой работы. Как ее можно обеспечить? Во-первых, работая с музейными экспонатами, которых, правда, не густо. Во-вторых, обращаясь к изобразительным источниками – миниатюрам в манускриптах, картинам, фрескам, иконам. А вот с ними дело обстоит весьма неоднозначно. Можно сказать, что наблюдается некоторое «гендерное неравенство», так как подходящих изображений для мужчин несоизмеримо больше, чем для женщин. И причина этого вовсе не в том, что мастера-иллюстраторы предпочитали не рисовать представительниц прекрасного пола, вовсе нет. И тех, и других не сказать, чтобы было поровну, но если женщины присутствовали на изображаемом событии, они попадали и на миниатюры.
Дело в другом. Мужчин изображали в различных позах: в бою, при дворе, за работой, в церквях. Соответственно их шоссы можно разглядеть в различных ракурсах: спереди, сбоку, сзади, натянутыми, приспущенными. А вот, женщин чаще рисовали в юбках до пола (тут все понятно — такая мода). Но что там было под ними узнать не так-то просто — подол платья на миниатюрах был наглухо приколочен к земле. Приоткрыть эту тайну помогают всего несколько миниатюр с весьма специфическими сюжетами:
1. Мужчина тащит по земле за волосы женщину
2. Мужчина протыкает мечом парочку любовников
3. Мужчина смотрит на совокупляющихся посреди огорода влюбленных.
4. Женщина в спущенных чулках и расшнурованном платье.
5. Святую Агриппину протыкают мечом стражник.
6. Крестьянка несет на голове люльку с младенцем.
7. Крестьянки у камина.
8. Женщина натягивает на себя трусы-брэ и зачем-то замахивается тяжелым предметом на мужчину с прялкой.
В остальных случаях дамские ноги тщательно скрывались. Можно подумать, что причина этому – боязнь изображать женскую наготу. Но не тут-то было. Голых баб миниатюристы рисовали тоже, и даже половой акт, спрятанный под одеяло, находил место на пергаменте. Кроме того, с середины XV века в моду начинают входить декольте с ну очень глубоким вырезом. Так что дело именно в ногах.
Мужчина, похожий на Валерия Леонтьева, тащит женщину по земле за волосы
Название этой миниатюры «Недоверчивый муж плохо обращается со своей женой». Черные носки-шоссы выставлены наружу, волосы распущены, платье-декольте. Мужик приревновал свою бабу, по всем признакам художник нам дает понять, что подозрения совсем не беспочвенны и жене досталось за дело.
Мужчина протыкает мечом совокупляющихся любовников
Перед нами миниатюра середины XV века из Австрии с емким названием «Не прелюбодействуй». Соответственно, действующие лица — это жена (снизу), любовник (посредине) и пришедший не вовремя муж (исполняет мечом двойное проникновение). Мораль проста: блюди супружескую верность / не приставай к чужим женам — не получишь железяку под дых. Как видим, дама не обнажена, но подвязанные под коленками шоссы проглядывают.
Муж «застукал» жену с любовником
Практически повторяется сюжет предыдущей картинки, но меча при муже-рогоносце не оказалось. Перед нами иллюстрация к «Декамерону», известному своими новеллами 18+. Рисунок сделан для рассказа о недалеком Никострате, который застукал свою жену Лидию с любовником. Но хитрая женщина умудрилась убедить простака, что ему все только показалось. Опять же, полюбовники оголены не полностью, Лидия показывает миру свои черные гольфики.
Странная полураздетая женщина
А здесь перед нами не совсем человек. Нет не в том смысле, что курица не птица. Это Низость — ожившая аллегория. Именно поэтому она такая неопрятная, ее одежда расшнурована, острые носки-пулены непропорционально длинные (их чрезмерная длинна порицалась блюстителями морали). А также мы видим самым бесстыжим образом откляченное бедро. Фу, мерзость какая. Именно так в средневековым авторам представлялось воплощение чулочно-носочного разврата.
Святую Агриппину Римскую протыкают мечом
Здесь в сюжете нет ничего фривольного — показано, каким конкретно образом мученица приняла смерть.Пожалуй, перед нами единственная порядочная женщина во всей подборке. Носки черные, трусов-брэ на даму не одето.
Крестьянки
А вот крестьянок средневековые художники, видимо, считали низкими и недостойными женщинами по определению, именно поэтому дозволялось их рисовать с приподнятыми юбками без всякого дополнительного контекста.
«Перевернутый мир»
«Перевернутый мир» - на этой миниатюре муж и жена поменялись, как это сейчас называется, гендерными ролями. Поэтому, мужчина прядет нить, а женщина мотивирует его на лучшую работу увесистым предметом. Такой вот средневековый юмор. При этом женщина натягивает на себя трусы-брэ, бывшие элементами исключительно мужского гардероба. То есть жена таким образом окончательно показывает, кто теперь в доме батька.
Итак, о значении шоссов
На основе приведенного материала мы видим, что в Средние Века женщины носили относительно короткие по сравнению с мужчинами чулки-шоссы до колена. Чтобы они не спадали, их подвязывали тесемкой по периметру. Но вот знать, какие же именно носки носит порядочная женщина, не должен был никто. Так сложилось, что участок женского тела от ступней до груди объявлялся табуированным. Поэтому, если средневековый миниатюрист желал намекнуть на супружескую измену или грех прилюбодеяния, то ему не нужно было оголять участников процесса целиком. Достаточно было того, что он рисовал женщин с задранными юбками и показывал их шоссы. Так что, если Вы жительница средневековья, помните, ваши носки - ваша честь.
____________________________________
Автор: Дмитрий Сувеев