Сергей Михайлович Эйзенште́йн
Советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Профессор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Доктор искусствоведения, автор фундаментальных работ по теории кинематографа.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге в 1898 году. В 1915 году юноша окончил училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров.
В связи с Октябрьской революции Эйзенштейн не смог окончить институт. Вскоре после установления советской власти и начавшейся гражданской войной, его призвали в Красную армию. Будущий режиссёр оставался в армии до 1921 года. Сергей Михайлович сначала планировал продолжить карьеру переводчика, потом начал мечтать о работе переводчика. Однако после демобилизации он нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции. В 1922 году Эйзенштейн окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.
В 1923 году Эйзенштейн запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называться «1905 год».
Было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец „Потёмкин“». Его премьера состоялась 24 декабря 1925 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от своих политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте. Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам режиссёр добавил ещё одну – «Октябрь». Она также была успешной. Известный обладатель шести Оскаров, будущий американский режиссер Коппола был глубоко поражён, увидев фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», особенно его потрясло качество монтажа фильма. Именно в это время Коппола решил, что он будет заниматься кинематографом, а не театром.
Также успешным был многосерийный фильм «Александр Невский». Он вышел в прокат в 1938 году и обошёл по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Его успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом.
В годы войны съёмочная группа «Александра Невского» трудилась над другой эпопеей – «Иван Грозный». Первая серия исторического фильма вышла зимой 1945 года и получила Сталинскую премию.
Сергей Михайлович умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Профессор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Доктор искусствоведения, автор фундаментальных работ по теории кинематографа.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге в 1898 году. В 1915 году юноша окончил училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров.
В связи с Октябрьской революции Эйзенштейн не смог окончить институт. Вскоре после установления советской власти и начавшейся гражданской войной, его призвали в Красную армию. Будущий режиссёр оставался в армии до 1921 года. Сергей Михайлович сначала планировал продолжить карьеру переводчика, потом начал мечтать о работе переводчика. Однако после демобилизации он нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции. В 1922 году Эйзенштейн окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.
В 1923 году Эйзенштейн запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называться «1905 год».
Было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец „Потёмкин“». Его премьера состоялась 24 декабря 1925 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от своих политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте. Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам режиссёр добавил ещё одну – «Октябрь». Она также была успешной. Известный обладатель шести Оскаров, будущий американский режиссер Коппола был глубоко поражён, увидев фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», особенно его потрясло качество монтажа фильма. Именно в это время Коппола решил, что он будет заниматься кинематографом, а не театром.
Также успешным был многосерийный фильм «Александр Невский». Он вышел в прокат в 1938 году и обошёл по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Его успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом.
В годы войны съёмочная группа «Александра Невского» трудилась над другой эпопеей – «Иван Грозный». Первая серия исторического фильма вышла зимой 1945 года и получила Сталинскую премию.
Сергей Михайлович умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.