Сибариты
Наверняка многие не раз слышали такое слово - сибарит, но далеко не все знают его происхождение и значение. В настоящее время сибаритом называют изнеженного избалованного человека, живущего в роскоши, удовольствиях и праздности. Слово это носит негативный оттенок, и хоть и не распространено в обиходе, но довольно часто используется в СМИ и литературных кругах. Так откуда же произошло это определение?
В первоначальном значении этого слова «сибариты» (греч. sybarites) — жители известной в древности греческой колонии Сибарис, основанной протогреческими племенами около 720 г. до н. э. в Лукании (Южная Италия) . Благодаря широким торговым связям Сибарис занял положение могущественного торгового центра. В период своего расцвета, Сибарису подчинялись более 20 городов и он мог выставить до 300 000 воинов против внешних врагов. Богатые, избалованные роскошью сибариты, предаваясь праздному веселью, не подозревали, что слово «сибарит» станет когда-нибудь нарицательным. Но все хорошее, не может длиться вечно... В 510 г. до н. э. во время правления тирана Телия сибариты начали войну с Кротоном, но были побеждены и город их разрушен до основания. Роскошь и дерзость сибаритов привели к тому, что за 70 дней кротонцы лишили их всего их счастья. Захватив город, они отвели на него реку и затопили. Сибарис утонул в роскоши, утонул в буквальном смысле слова. В середине V века (443 год) после нескольких попыток возродить город была создана при главенстве Афин общегреческая колония Сибарис, вскоре переименованная в Фурии. В 284 г до н. э. город был занят римским гарнизоном, но во время пунических войн перешёл на сторону Ганнибала. Ганнибал первоначально принял решение усилить Сибарис, переведя сюда жителей города Ателл, но затем в 204 г до н. э. отдал на разграбление своему войску и переселил 3500 его жителей в Кротон. А в 194 году на месте бывшего Сибариса была основана небольшая римская колония Копия (Изобилие), чье имя тщетно взывало к памяти о баснословном богатстве.
В первоначальном значении этого слова «сибариты» (греч. sybarites) — жители известной в древности греческой колонии Сибарис, основанной протогреческими племенами около 720 г. до н. э. в Лукании (Южная Италия) . Благодаря широким торговым связям Сибарис занял положение могущественного торгового центра. В период своего расцвета, Сибарису подчинялись более 20 городов и он мог выставить до 300 000 воинов против внешних врагов. Богатые, избалованные роскошью сибариты, предаваясь праздному веселью, не подозревали, что слово «сибарит» станет когда-нибудь нарицательным. Но все хорошее, не может длиться вечно... В 510 г. до н. э. во время правления тирана Телия сибариты начали войну с Кротоном, но были побеждены и город их разрушен до основания. Роскошь и дерзость сибаритов привели к тому, что за 70 дней кротонцы лишили их всего их счастья. Захватив город, они отвели на него реку и затопили. Сибарис утонул в роскоши, утонул в буквальном смысле слова. В середине V века (443 год) после нескольких попыток возродить город была создана при главенстве Афин общегреческая колония Сибарис, вскоре переименованная в Фурии. В 284 г до н. э. город был занят римским гарнизоном, но во время пунических войн перешёл на сторону Ганнибала. Ганнибал первоначально принял решение усилить Сибарис, переведя сюда жителей города Ателл, но затем в 204 г до н. э. отдал на разграбление своему войску и переселил 3500 его жителей в Кротон. А в 194 году на месте бывшего Сибариса была основана небольшая римская колония Копия (Изобилие), чье имя тщетно взывало к памяти о баснословном богатстве.
Сколько весит душа
Доктор Дункан МакДугалл (Duncan MacDougall) из американского города Хэверхилла (Haverhill), штат Массачусетс (Massachusetts) в 1906 году провёл ряд интересных экспериментов по изучению изменения веса тела в момент смерти. Он исходил из предположения, что душа человека имеет вес и, когда она покидает тело в момент смерти, то вес физического тела должен уменьшиться. Разница в весе тела до смерти и после смерти даст величину веса самой души.
Работая хирургом в доме для туберкулезников - особняке поместья Гроув Хол (Grove Hall), расположенном на Блю Хил Авенью (Blue Hill Avenue) г. Дорчестера (Dorchester, Massachusetts) в 1901-м году доктор Дункан МакДугалл решил построить специальную кровать для контроля веса умиравших пациентов. Для взвешивания он использовал большие промышленные весы для измерения веса шелка с высокой чувствительностью, - до 5 грамм. Он клал на эту кровать последовательно шесть больных, находящихся в предсмертной стадии. Наблюдались, в основном, туберкулёзные пациенты, т.к. они в предсмертные часы находились в состоянии недвижимости, что было идеальным случаем для точной работы тонкого механизма весов. Когда пациент помещался на специальную кровать, то весы устанавливались на нулевой отметке. Затем за показаниями весов велись наблюдения вплоть до самой смерти больного. В момент смерти была зафиксирована потеря в весе. К примеру, у одного из пациентов она составила 21 грамм. Результаты своих экспериментов доктор МакДугалл опубликовал сначала в периодике , а затем и в научных изданиях. Так, в частности, в научном журнале "American Medicine" он писал: Первый пациент был под наблюдением в течение трех часов и сорока минут вплоть до самой смерти. Он лежал на специальной кровати, устроенной на весовом механизме, который балансировался и имел шкалу со стрелкой. Когда пациент помещался на специальную кровать, было сделано всё, чтобы ему было максимально комфортно, хотя фактически он уже умирал. Во время нескольких часов пребывания на специальной кровати он медленно и постоянно терял в весе, приблизительно по одной унции [30 грамм] в час из-за испарения влаги через дыхательные пути и через потоотделение. В течение всех трех часов и сорока минут я держал стрелку весов немного выше среднего положения шкалы весов, чтобы точнее определить потерю в весе, если это произойдёт. Через три часа и сорок минут пациент умер, что внезапно совпало с резким движением стрелки весов к нижнему краю шкалы, что сопровождалось даже слышимым ударом стрелки о нижний край шкалы весов, где стрелка и остановилась. Потеря в весе была установлена и равнялась тремя четвертям унции [21 грамм]. Эта внезапная потеря веса не могла произойти из-за испарения влаги благодаря дыханию или потоотделению, потому что эти процессы происходили постепенно, в этом случае, со скоростью одной шестидесятой унции [0,5 грамма] в минуту, тогда как потеря веса в момент смерти была внезапной и большой - три четверти унции [21 грамм] за несколько секунд. Движение внутренних органов пациента также не могло оказать влияния на вес, т.к. всё тело находилось на весах. Мочевой пузырь выделял один или два грамма мочи, но и она оставалось на кровати и, возможно, это только влияло на медленную потерю веса из-за её естественного испарения, но это никоим образом не могло объяснить внезапного снижения веса. Оставалось проверить еще одну возможность быстрой потери веса из-за быстрого выдыхания воздуха из легких. Я сам лёг на спецкровать, и мой коллега установил весы в положение баланса. Мы определили, что самое интенсивное вдыхание или выдыхание воздуха моими лёгкими не имели никакого влияния на стрелку весов. Потом и мой коллега взобрался на спецкровать, а я наблюдал за весами. И его дыхательные упражнения не имели никакого эффекта. Таким образом, в случае с первым пациентом мы, конечно, имеем необъяснимую потерю веса на три четверти унции [21 грамм]. Действительно ли это есть вес души? Если да, то что это доказывает?" Во втором случае также наблюдалось внезапное изменение веса пациента, но т.к. врачам было очень трудно определить точный момент смерти, то они сомневались в достоверности числовых данных. В третьем случае в момент смерти была зафиксирована потеря веса на 45 граммов, а через несколько минут - ещё на 30 граммов. Четвёртый опыт не удался, т.к. помешали другие коллеги, которые были против проведения подобных опытов. В пятом случае было установлено, что вес тела пациента в момент смерти уменьшился на 12 грамм, но затем снова вес увеличился на эти 12 грамм, а через 15 минут опять снизился на эти же 12 грамм. Последний шестой случай был неудачным, т.к. больной умер в то время, пока производилась настройка механизма весов. Ученый провел тот же эксперимент и на 15 собаках, но вес их тела после смерти не менялся, что, по мнению Макдугалла, доказывало, отсутствие души у собак. Несмотря на то, что Макдугалл следовал определённым правилам при постановке эксперимента (например, он сравнивал потерю веса человеком и бездушными существами — собаками), современные исследователи сомневаются в результатах его эксперимента. Поводом к сомнениям служат отсутствие должного контроля над измерениями и недостаточная точность использованного оборудования. Однако несмотря на некоторые сомнения светил науки, никто из ученых так и не повторил экспериментов доктора Макдугалла, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты его исследований.
Работая хирургом в доме для туберкулезников - особняке поместья Гроув Хол (Grove Hall), расположенном на Блю Хил Авенью (Blue Hill Avenue) г. Дорчестера (Dorchester, Massachusetts) в 1901-м году доктор Дункан МакДугалл решил построить специальную кровать для контроля веса умиравших пациентов. Для взвешивания он использовал большие промышленные весы для измерения веса шелка с высокой чувствительностью, - до 5 грамм. Он клал на эту кровать последовательно шесть больных, находящихся в предсмертной стадии. Наблюдались, в основном, туберкулёзные пациенты, т.к. они в предсмертные часы находились в состоянии недвижимости, что было идеальным случаем для точной работы тонкого механизма весов. Когда пациент помещался на специальную кровать, то весы устанавливались на нулевой отметке. Затем за показаниями весов велись наблюдения вплоть до самой смерти больного. В момент смерти была зафиксирована потеря в весе. К примеру, у одного из пациентов она составила 21 грамм. Результаты своих экспериментов доктор МакДугалл опубликовал сначала в периодике , а затем и в научных изданиях. Так, в частности, в научном журнале "American Medicine" он писал: Первый пациент был под наблюдением в течение трех часов и сорока минут вплоть до самой смерти. Он лежал на специальной кровати, устроенной на весовом механизме, который балансировался и имел шкалу со стрелкой. Когда пациент помещался на специальную кровать, было сделано всё, чтобы ему было максимально комфортно, хотя фактически он уже умирал. Во время нескольких часов пребывания на специальной кровати он медленно и постоянно терял в весе, приблизительно по одной унции [30 грамм] в час из-за испарения влаги через дыхательные пути и через потоотделение. В течение всех трех часов и сорока минут я держал стрелку весов немного выше среднего положения шкалы весов, чтобы точнее определить потерю в весе, если это произойдёт. Через три часа и сорок минут пациент умер, что внезапно совпало с резким движением стрелки весов к нижнему краю шкалы, что сопровождалось даже слышимым ударом стрелки о нижний край шкалы весов, где стрелка и остановилась. Потеря в весе была установлена и равнялась тремя четвертям унции [21 грамм]. Эта внезапная потеря веса не могла произойти из-за испарения влаги благодаря дыханию или потоотделению, потому что эти процессы происходили постепенно, в этом случае, со скоростью одной шестидесятой унции [0,5 грамма] в минуту, тогда как потеря веса в момент смерти была внезапной и большой - три четверти унции [21 грамм] за несколько секунд. Движение внутренних органов пациента также не могло оказать влияния на вес, т.к. всё тело находилось на весах. Мочевой пузырь выделял один или два грамма мочи, но и она оставалось на кровати и, возможно, это только влияло на медленную потерю веса из-за её естественного испарения, но это никоим образом не могло объяснить внезапного снижения веса. Оставалось проверить еще одну возможность быстрой потери веса из-за быстрого выдыхания воздуха из легких. Я сам лёг на спецкровать, и мой коллега установил весы в положение баланса. Мы определили, что самое интенсивное вдыхание или выдыхание воздуха моими лёгкими не имели никакого влияния на стрелку весов. Потом и мой коллега взобрался на спецкровать, а я наблюдал за весами. И его дыхательные упражнения не имели никакого эффекта. Таким образом, в случае с первым пациентом мы, конечно, имеем необъяснимую потерю веса на три четверти унции [21 грамм]. Действительно ли это есть вес души? Если да, то что это доказывает?" Во втором случае также наблюдалось внезапное изменение веса пациента, но т.к. врачам было очень трудно определить точный момент смерти, то они сомневались в достоверности числовых данных. В третьем случае в момент смерти была зафиксирована потеря веса на 45 граммов, а через несколько минут - ещё на 30 граммов. Четвёртый опыт не удался, т.к. помешали другие коллеги, которые были против проведения подобных опытов. В пятом случае было установлено, что вес тела пациента в момент смерти уменьшился на 12 грамм, но затем снова вес увеличился на эти 12 грамм, а через 15 минут опять снизился на эти же 12 грамм. Последний шестой случай был неудачным, т.к. больной умер в то время, пока производилась настройка механизма весов. Ученый провел тот же эксперимент и на 15 собаках, но вес их тела после смерти не менялся, что, по мнению Макдугалла, доказывало, отсутствие души у собак. Несмотря на то, что Макдугалл следовал определённым правилам при постановке эксперимента (например, он сравнивал потерю веса человеком и бездушными существами — собаками), современные исследователи сомневаются в результатах его эксперимента. Поводом к сомнениям служат отсутствие должного контроля над измерениями и недостаточная точность использованного оборудования. Однако несмотря на некоторые сомнения светил науки, никто из ученых так и не повторил экспериментов доктора Макдугалла, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты его исследований.
Самые дорогие орехи в мире
А Вы знаете, что в ореховом царстве есть свой король? Имя ему Макадамия, или квинслендский орех, – это небольшое дерево родом из Австралии. Как правило, оно начинает давать урожай, примерно 100 килограммов орехов, лишь на седьмом – десятом году жизни.
Своим именем макадамия обязана главному ботанику австралийского штата Виктория Фердинанду фон Мюллеру. Этот ученый первый описал семейство растений-аборигенов, и поэтому он имел полное право назвать орех в честь своего друга, шотландца Джона Мак-Адама. Естественно, это было не единственное имя, которого удостоилось растение. Местные жители деревья, с которых собирают орехи, издавна называли киндал-киндал, а сами плоды - муллимбимби или бумера. Именно поэтому долгое время чудо-орех носил разные имена, и лишь после 1930 года, когда в Австралии была создана Ассоциация любителей макадамии, повсеместно укрепилось единое название, данное фон Мюллером. С появлением в Австралии первых европейцев, которые быстро «распробовали» необычный орех, макадамия стала чуть ли не единственной валютой при торговле с местными племенами. К тому же избалованная деликатесами Европа и Америка были очарованы вкусом этого ореха. В начале шестидесятых годов ореховая индустрия в Австралии развернулась в полную силу. Этому предшествовали многолетние исследования в области выращивания деревьев в питомниках, селекции, сбора и хранения макадамии. Когда же в 1970 году на юго-востоке штата Квинсленд были высажены восемьдесят тысяч орешников, многие австралийцы стали вкладывать деньги в растущую промышленность. Этому в немалой степени способствовало то, что «ореховые» инвестиции поощрялись государством – они не облагались налогами. В 1972 году жителям континента удалось собрать семьдесят тонн лакомых плодов, а в наши дни производство орехов составляет 40 000 тонн в год. Сегодня известно девять видов макадамии, пять из них растут только в Австралии. Плантации этого необычного ореха есть в Калифорнии, Новой Зеландии, Бразилии, Южной Африке, на Гавайях. На сегодняшний день макадамия – самое дорогое ореховое лакомство в мире. На его исторической родине цена за килограмм превышает тридцать долларов США. Дороговизна австралийского ореха определяется тем, что его очень мало выращивают. Люди готовы платить за, казалось бы, простой орех не только потому, что его сложно найти. Макадамия – кладезь ценных питательных веществ. Этот орех помогает выводить из организма холестерин, он является источником кальция и других минеральных веществ. В нем мало углеводов, зато относительно много жиров. По мнению ученых, регулярное употребление в пищу целебных орехов понижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака и даже способствует потере лишнего веса (несмотря на то что в 100 г содержится 700 ккал). Парадокс, но это во всех отношениях полезное для нас растение чрезвычайно токсично для лучших друзей человека – собак. При употриблении всего одного орешка в пищу, у животного наступает тяжелая интоксикация организма. Ядра макадамии с трудом отделяются от толстой скорлупы. Чего только не изобретали люди для того, чтобы «добраться» до деликатеса: от камней до слесарных тисков. Орехи даже пытались кипятить, однако такой способ лишь снижал качество продукта. Кстати, плоды макадамии по вкусу напоминают фундук. Крупные ядра обычно поджаривают и покрывают карамелью или шоколадом, а маленькие и дробленые добавляют в салаты и блюда из морепродуктов или давят из них масло. Ценители сопровождают трапезы с участием макадамии хересом и кофе. Считается, что эти напитки оттеняют вкус ореха. Макадамию используют не только в кулинарии. Масло этого ореха считается ценным косметическим средством. Оно легко впитывается в кожу и оказывает смягчающее, питательное и увлажняющее действие, прекрасно помогает при солнечных ожогах. Поэтому масло макадамии часто входит в состав кремов, лосьонов, масок, шампуней, средств для ухода за волосами и декоративной косметики. По своим свойствам оно напоминает оливковое и содержит около восьмидесяти процентов жирных ненасыщенных кислот, которые широко применяются в дерматологии и очень близки к жирным кислотам липоидов кожи. Поэтому косметические средства с участием макадамии не вызывают никаких побочных реакций. К тому же в масле высокое содержание калия, цинка, селена, витаминов, минералов, протеинов, пальмитиновой и олеиновой кислоты.
Своим именем макадамия обязана главному ботанику австралийского штата Виктория Фердинанду фон Мюллеру. Этот ученый первый описал семейство растений-аборигенов, и поэтому он имел полное право назвать орех в честь своего друга, шотландца Джона Мак-Адама. Естественно, это было не единственное имя, которого удостоилось растение. Местные жители деревья, с которых собирают орехи, издавна называли киндал-киндал, а сами плоды - муллимбимби или бумера. Именно поэтому долгое время чудо-орех носил разные имена, и лишь после 1930 года, когда в Австралии была создана Ассоциация любителей макадамии, повсеместно укрепилось единое название, данное фон Мюллером. С появлением в Австралии первых европейцев, которые быстро «распробовали» необычный орех, макадамия стала чуть ли не единственной валютой при торговле с местными племенами. К тому же избалованная деликатесами Европа и Америка были очарованы вкусом этого ореха. В начале шестидесятых годов ореховая индустрия в Австралии развернулась в полную силу. Этому предшествовали многолетние исследования в области выращивания деревьев в питомниках, селекции, сбора и хранения макадамии. Когда же в 1970 году на юго-востоке штата Квинсленд были высажены восемьдесят тысяч орешников, многие австралийцы стали вкладывать деньги в растущую промышленность. Этому в немалой степени способствовало то, что «ореховые» инвестиции поощрялись государством – они не облагались налогами. В 1972 году жителям континента удалось собрать семьдесят тонн лакомых плодов, а в наши дни производство орехов составляет 40 000 тонн в год. Сегодня известно девять видов макадамии, пять из них растут только в Австралии. Плантации этого необычного ореха есть в Калифорнии, Новой Зеландии, Бразилии, Южной Африке, на Гавайях. На сегодняшний день макадамия – самое дорогое ореховое лакомство в мире. На его исторической родине цена за килограмм превышает тридцать долларов США. Дороговизна австралийского ореха определяется тем, что его очень мало выращивают. Люди готовы платить за, казалось бы, простой орех не только потому, что его сложно найти. Макадамия – кладезь ценных питательных веществ. Этот орех помогает выводить из организма холестерин, он является источником кальция и других минеральных веществ. В нем мало углеводов, зато относительно много жиров. По мнению ученых, регулярное употребление в пищу целебных орехов понижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака и даже способствует потере лишнего веса (несмотря на то что в 100 г содержится 700 ккал). Парадокс, но это во всех отношениях полезное для нас растение чрезвычайно токсично для лучших друзей человека – собак. При употриблении всего одного орешка в пищу, у животного наступает тяжелая интоксикация организма. Ядра макадамии с трудом отделяются от толстой скорлупы. Чего только не изобретали люди для того, чтобы «добраться» до деликатеса: от камней до слесарных тисков. Орехи даже пытались кипятить, однако такой способ лишь снижал качество продукта. Кстати, плоды макадамии по вкусу напоминают фундук. Крупные ядра обычно поджаривают и покрывают карамелью или шоколадом, а маленькие и дробленые добавляют в салаты и блюда из морепродуктов или давят из них масло. Ценители сопровождают трапезы с участием макадамии хересом и кофе. Считается, что эти напитки оттеняют вкус ореха. Макадамию используют не только в кулинарии. Масло этого ореха считается ценным косметическим средством. Оно легко впитывается в кожу и оказывает смягчающее, питательное и увлажняющее действие, прекрасно помогает при солнечных ожогах. Поэтому масло макадамии часто входит в состав кремов, лосьонов, масок, шампуней, средств для ухода за волосами и декоративной косметики. По своим свойствам оно напоминает оливковое и содержит около восьмидесяти процентов жирных ненасыщенных кислот, которые широко применяются в дерматологии и очень близки к жирным кислотам липоидов кожи. Поэтому косметические средства с участием макадамии не вызывают никаких побочных реакций. К тому же в масле высокое содержание калия, цинка, селена, витаминов, минералов, протеинов, пальмитиновой и олеиновой кислоты.
Страна, в которой до сих пор не отменено рабство
Несмотря на то, что рабство во всем мире давно отменено, осталась одна страна, в которой до сих пор рабовладение продолжает вполне легально существовать. В Мавритании власть принадлежит арабам-берберам, которые около тысячелетия назад захватили эту область Африки, подчинив себе коренных жителей - негров. С тех пор каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев – харатинов. Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства.
Затраты на содержание раба в городе составляют примерно 15 долларов в месяц, а заработать предприимчивый рабовладелец может в разы больше. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в столице торговля пресной водой. В городе только 40% зданий имеют водопровод, а африканская жара прекрасно стимулирует жажду. Вот и колесят с утра до позднего вечера по столице невольники с бочками, полными воды, зарабатывая в день 5–10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест. Рабство передаётся по наследству, то есть дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей. Их можно продавать, дарить, передавать по наследству или отдавать в приданое. Богатство мужчины традиционно измеряется числом принадлежащих ему наложниц. Количество рабов в стране оценивается в 600 000 человек, что составляет 20 % населения. Несмотря на официальную отмену рабства, владение рабами в стране в порядке вещей, так же как и принуждение к труду. Сообщается о пособничестве рабству со стороны полиции, а также о заключении в тюрьмы активистов негосударственных организаций, занимающихся вопросами принудительного труда и рабовладения. Правительство запретило использовать слово «раб» в СМИ. За всю историю государства ответственность понёс всего один рабовладелец. На протяжении минувшего столетия правительство трижды пыталось изменить дикие порядки в Мавритании. Еще в далеком 1905 году колониальные власти приняли закон об отмене рабства. А конституция освобожденной Мавритании, увидевшая свет в 1961 году, подтвердила этот постулат. Однако законы ничего не изменили в положении невольников. И в 1978 году президент Муктар Ульд Дадда вновь поднял вопрос об отмене рабства. Но начавшийся военный переворот лишил его возможности что-то изменить. Принятый в ноябре 1981 года указ правительства вновь даровал рабам свободу. Однако невнятность закона – в нем отсутствовал даже порядок наказания за неподчинение этому решению – мало что изменила в реалиях мавританской жизни. Берберская элита вновь спустила все на тормозах. «Искореним рабство во имя добра» Такое громкое обещание вкупе с посулами сократить налоги и уменьшить дефицит госбюджета, снизив зарплаты чиновникам, не могло остаться незамеченным. Сиди Ульд Шейх Абдаллахи, лидер либеральной партии «Адиль», выиграл президентские выборы в Мавритании в 2007 году, несмотря на сопротивление берберской элиты. И тут же с азартом принялся за дело. Закон, предусматривающий суровое наказание за рабовладение – 10 лет тюрьмы и штрафы от 2 до 4 тыс. долларов (огромные по мавританским меркам деньги) – наконец-то был принят. Однако так и остался пустой бумажкой. Вскоре начались бунты, активно подстрекаемые местной элитой, не желающей остаться без рабов. Не прошло и года, как Мавританию захлестнул очередной переворот. Власть оказалась в крепких руках военных. Так что о законе просто забыли – за последние пять лет никого так и не привлекли к ответственности. Де-факто рабовладение вновь было разрешено. Интересно, что сами рабы не очень-то желают становиться свободными. Сам факт, что родители, деды и прадеды работали на ту же самую семью, привязывает невольника к привычному месту. А главное рабы убеждены, что после смерти попадут в рай только если будут выполнять волю господ. Психологи, изучавшие этот феномен, даже название ему придумали - синдром дяди Тома. Но чаще всего бывшему рабу просто некуда уйти. Жизнь без хозяина практически всегда полна лишений. На работу в деревне не устроишься у богатых потребностей в найме пришлых нет, своих рабов хватает. А бедные пастухи и земледельцы попросту не имеют возможности прокормить чужака, не то что заплатить. Учитывая высокий уровень бедности и безработицы в стране (Ниже уровня бедности — 40 % населения. Уровень безработицы — 30 %), цена свободы скорее всего будет равна голодной смерти. Поэтому многие из рабов считают свою долю решённой ещё до рождения и противятся идее освобождения.
Затраты на содержание раба в городе составляют примерно 15 долларов в месяц, а заработать предприимчивый рабовладелец может в разы больше. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в столице торговля пресной водой. В городе только 40% зданий имеют водопровод, а африканская жара прекрасно стимулирует жажду. Вот и колесят с утра до позднего вечера по столице невольники с бочками, полными воды, зарабатывая в день 5–10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест. Рабство передаётся по наследству, то есть дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей. Их можно продавать, дарить, передавать по наследству или отдавать в приданое. Богатство мужчины традиционно измеряется числом принадлежащих ему наложниц. Количество рабов в стране оценивается в 600 000 человек, что составляет 20 % населения. Несмотря на официальную отмену рабства, владение рабами в стране в порядке вещей, так же как и принуждение к труду. Сообщается о пособничестве рабству со стороны полиции, а также о заключении в тюрьмы активистов негосударственных организаций, занимающихся вопросами принудительного труда и рабовладения. Правительство запретило использовать слово «раб» в СМИ. За всю историю государства ответственность понёс всего один рабовладелец. На протяжении минувшего столетия правительство трижды пыталось изменить дикие порядки в Мавритании. Еще в далеком 1905 году колониальные власти приняли закон об отмене рабства. А конституция освобожденной Мавритании, увидевшая свет в 1961 году, подтвердила этот постулат. Однако законы ничего не изменили в положении невольников. И в 1978 году президент Муктар Ульд Дадда вновь поднял вопрос об отмене рабства. Но начавшийся военный переворот лишил его возможности что-то изменить. Принятый в ноябре 1981 года указ правительства вновь даровал рабам свободу. Однако невнятность закона – в нем отсутствовал даже порядок наказания за неподчинение этому решению – мало что изменила в реалиях мавританской жизни. Берберская элита вновь спустила все на тормозах. «Искореним рабство во имя добра» Такое громкое обещание вкупе с посулами сократить налоги и уменьшить дефицит госбюджета, снизив зарплаты чиновникам, не могло остаться незамеченным. Сиди Ульд Шейх Абдаллахи, лидер либеральной партии «Адиль», выиграл президентские выборы в Мавритании в 2007 году, несмотря на сопротивление берберской элиты. И тут же с азартом принялся за дело. Закон, предусматривающий суровое наказание за рабовладение – 10 лет тюрьмы и штрафы от 2 до 4 тыс. долларов (огромные по мавританским меркам деньги) – наконец-то был принят. Однако так и остался пустой бумажкой. Вскоре начались бунты, активно подстрекаемые местной элитой, не желающей остаться без рабов. Не прошло и года, как Мавританию захлестнул очередной переворот. Власть оказалась в крепких руках военных. Так что о законе просто забыли – за последние пять лет никого так и не привлекли к ответственности. Де-факто рабовладение вновь было разрешено. Интересно, что сами рабы не очень-то желают становиться свободными. Сам факт, что родители, деды и прадеды работали на ту же самую семью, привязывает невольника к привычному месту. А главное рабы убеждены, что после смерти попадут в рай только если будут выполнять волю господ. Психологи, изучавшие этот феномен, даже название ему придумали - синдром дяди Тома. Но чаще всего бывшему рабу просто некуда уйти. Жизнь без хозяина практически всегда полна лишений. На работу в деревне не устроишься у богатых потребностей в найме пришлых нет, своих рабов хватает. А бедные пастухи и земледельцы попросту не имеют возможности прокормить чужака, не то что заплатить. Учитывая высокий уровень бедности и безработицы в стране (Ниже уровня бедности — 40 % населения. Уровень безработицы — 30 %), цена свободы скорее всего будет равна голодной смерти. Поэтому многие из рабов считают свою долю решённой ещё до рождения и противятся идее освобождения.
Как из обезьяны пытались сделать человека
Американские супруги-биологи Уинтроп и Люэлла Келлог в 1931 году решились на очень необычный эксперимент. Прочитав в прессе ряд статей о судьбе детей, выросших в джунглях среди животных, биологи задумали провести обратный опыт – что будет, если попробовать воспитать обезьяну в семье людей?
Первоначально супруги решили переехать со своим новорожденным сыном Дональдом на Суматру, найти там детеныша орангутана и воспитывать в семье сразу двух детей. Но поездка не состоялась по банальной причине, не хватило денег. Тогда Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян предложил им взять на воспитание маленькую шимпанзе по кличке Гуа. Она была почти ровесницей сыну биологов, обезьянке на тот момент исполнилось 7 месяцев, а Дональду – 10. Биологи надеялись, что воспитание шимпанзе вместе с человеческим ребенком принесет свои плоды. Дональд и Гуа быстро подружились и стали неразлучны. Интересно, что в некоторых экспериментах Гуа оказалась даже сообразительнее Дональда: например, она быстрее сообразила, как с помощью палки достать печенье, подвешенное на нитке. Но, когда им дали карандаш и бумагу, Дональд сразу же принялся чертить каракули, а Гуа так и не смогла догадаться, что можно делать карандашом. В целом, биологам пришлось признать, что необычный эксперимент нельзя было назвать удачным. Гуа, правда, уверенно ходила на двух ногах, пользовалась ложкой во время еды и даже немного понимала человеческую речь. Но как ни старались супруги Кэллог, гуа так и не смогла произнести хотя бы одно, пусть самое простое, слово.. Когда Дональду исполнилось полтора года, эксперимент пришлось прекратить. Родители стали замечать, что их сын тоже не пополняет свой словарный запас: к этому возрасту он смог освоить всего три слова. Более того, свои эмоции он начал выражать жестами и звуками больше напоминающими поведение обезьяны, а не человека. Биологи, которые надеялись, что общение с их ребенком благоприятно скажется на развитии обезьяны, стали всерьез опасаться, что со временем, скорее, человеческий детеныш опустится на четвереньки и не сможет освоить язык людей. Уинтроп и Люэлла решили отказаться от дальнейшего совместного воспитания человека и обезьяны. Гуа отправили обратно в питомник, а сына начали растить как обычного ребенка.
А для эксперимента надо будет всего лишь под купол поместить точные аналитические весы, а на весы положить запаянную герметичную капсулу с умирающим человеком.