Древнейшие мумии - культура Чинчорро

Древнейшие искусственные мумии происходят с перуанского побережья. Культура Чинчорро, существовавшая с VII по II тыс. до н.э., была открыта в начале ХХ в., а к её масштабному исследованию учёные преступили в последней четверти века. Были обнаружены сотни мумий, а также артефакты, рисующие жизнь древних жителей этого региона на стыке побережья и пустынь, пронизанных плодородными долинами рек.
На пустынном чилийском побережье сохранились самые древние в Америке следы существования общества с достаточно сложной социальной организацией и культурой. На протяжении 5 тыс. лет эти индейцы питались в основном морепродуктами, разнообразя рацион мясом дичи и собранными томатами и фруктами. Жили оседло.
Культура значительно изменялась за такой долгий срок. В первые века мумифицированием останков не занимались, но трупы в местных климатических условиях мумифицировались сами. Позже население значительно увеличилось, появились сезонные посёлки в долинах рек, а также могильники на побережье. Тогда же стали создаваться первые искусственные мумии. Позже кладбища стали возникать и в дали от моря.
Наиболее ранние мумии – «чёрные». Сперва тело отчищали от кожи, мяса и органов, оставляя нетронутыми кисти рук и ступни. Кожу вымачивали в солёной воде. Затем набивали тело соломой и золой, обмазывали глиной, из глины лепили лицо, а потом обтягивали всё кожей, добавляли волосы и красили мумию в чёрный цвет. Чёрные мумии изображали жителей страны мёртвых – «почерневшие» и лежащие головой на юго-запад, где садилось солнце.
Позже (3100-2200 гг. до н.э.) обряд значительно изменился. Теперь органы вынимались через отверстия, а кожа оставалась на месте. Лицо красили в чёрный цвет, остальное тело – в красный. Судя по следам, с мумиями периодически общались, подновляя испортившиеся части, нанося новые слои краски. Умершие теперь клались головой на север и северо-восток, к солнцу, что вместе с красной краской символизировало надежду на возрождение.
После этого техника мумифицирования изменилась: тело высушивали у костра и обмазывали клеящим веществом или глиной. А иных умерших просто закапывали. Зато теперь у каждого умершего была своя персональная могила, в отличие от более раннего времени, когда часто хоронили родичей в одной яме.