#5 Смерть в соответствии с «Хагакурэ» и смерти в иных представлениях и проявлениях

Запад дал много философии жизни. Однако в конечном итоге мы не можем довольствоваться одной лишь философией жизни.
Мы не можем также принять буддийскую философию, которая отрицает грех и карму - философию, в соответствии с которой человек рождается и перерождается в течение многих веков.
Смерть для Дзете (Автор «Хагакурэ» Дзете Дзинъэмон Ямамото) обладает необычностью, ясностью и свежестью небесной лазури в просвете между облаками.
Можно ли, в таком случае, утверждать, что смерть, о которой говорит Дзете, противоположна смерти по принуждению - то есть, является смертью по собственному выбору?
Если человек не вполне свободен выбрать свою смерть, мы не вправе утверждать, что его можно заставить умереть :( 
Даже в случае смертной казни, которая, казалось бы, является крайней формой принудительной смерти, если приговоренный противопоставит смерти силу своего духа, смерть не будет для него принудительной, в обычном понимании этого слова.
Мы не можем понять подлинный смысл смерти, пока мыслим в рамках дуализма судьбы и нашего собственного выбора.
В конце концов к смерти всегда примешивается вечная борьба между человеческим выбором и сверхчеловеческой судьбой.
Иногда может показаться, что человек умер по своему собственному выбору. Самоубийство — тому пример.
Иногда смерть может казаться полностью вынужденной. Смерть во время ночного налета на город вражеской авиации относится к этому типу.
Даже смерть от взрыва ядерной бомбы, эта немедленная принудительная смерть, для ее жертв оказывается смертью по воле судьбы.
[Юкио Мисима - Хагакурэ Нюмон]