Врубель на все руки мастер.
Михаил Врубельродился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военнымюристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа иадмирала Григория Басаргина.
Врубель Автопортрет
В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой. Она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года.
Елизавета Вессель-Врубель (Слева)
Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра, Александра, учила детей музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новую методику обучения —развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени —графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.
Свидание Анны Карениной с сыном.
В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернантом и репетитором. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.
Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, и вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскуюПавла Чистякова, параллельно занимаясь в акварельной мастерской Ильи Репина.Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику рисования Чистякова, позволяющую рисовать объём на холсте.
Осенью 1883года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову тот искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.
Сошествие Св.Духа на апостоловВ 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей ваду».
Орфей в адуВ Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».
Икона на цинковом холсте «Богома́терь с младе́нцем»
После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования.
В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками —Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.
Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию —сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.
В начале 1896года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.
Надежда Забелав образе царевны-лебедя.
К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».
В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов. Он часто работал по 12-14 часов в сутки. Такая работа на износ привела к тому что в 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. В это время ему присвоили звание академика. Врубель умер 14 апреля 1910 года.