На стиме рейтинг 96%, хотя игра одноразовая и из бородатых sci-fi штампов.
Ты так просто не уйдёшь.
Игра одноразовая>
Есть игры, которые цепляют геймплеем или огромным разнообразием cюжетных линий. Их можно перепроходить кучу раз и каждый раз открывать что-нибудь новое. СОМА же только о концовке, к которой постепенно подводит вся игра, и которая обрушивается на тебя как кусок стены панельного дома у стройки. Она запоминается лучше, чем любая сюжетная линия из того же Ведьмака - за редким исключением. Только сравнивать их некорректно, ибо у Ведьмака гигантский бюджет и хорошая опытная команда разрабов, тогда как СОМА чуть ли не индюками делалась, хотя и индюками известными. Она как хорошая книга с тяжёлой гнетущей атмосферой. Книги невозможно перечитывать каждые выходные.
Штампы по большей части хорошо держат атмосферу абсолютной беспросветной безвыходности, ибо выбор у главного героя только из плохого и очень плохого. Это сильно подкупает. Да и часто ли ты видел произведения, поднимающие подобные темы? Что такое сознание там, могут ли машины чувствовать, что можно назвать живым и всё такое? Не думаю.
Оценки заслужены, ИМХО.
Хотя и продалась она не слишком хорошо, 500к копий всего. Я думаю что люди покупают игры прежде всего ради веселья, а не ради погружения в ещё больший тлен, чем в реальной жизни.
Всего доброго.
Я и не собираюсь его оправдывать. Я искренне люблю эту игру и готов объяснить почему.
Про ТТР не слышал, пойду гуглить.
Всего доброго.
Кот, ты чего комменты удаляешь?)
Талос принцип должен тебе зайти, хотя и жанр "философская головоломка" мягко говоря нестандартный. Именно поэтому игра не так популярна, ведь это Портал на супер-ультрах, над некоторыми головоломками я могу тупить ни один час, если не весь день.
Недавно попытался пройти Сому.. к сожалению, когда-то давно смотрел прохождение на ютубе и знаю какая концовка. В том, что вся игра держится только на ней - чистая правда, к сожалению, зная, чем всё закончится, я не смог её осилисть(
Крипота со смесью философии
I have no mouth and i must scream охуенна
>Штампы по большей части хорошо держат атмосферу абсолютной беспросветной безвыходности, ибо выбор у главного героя только из плохого и очень плохого. Это сильно подкупает.
Ну, не знаю, по-моему вся безысходность в игре мягко говоря натянута как сова на глобус (Говорю это как человек которому игра дико понравилась). У них есть технология загрузки сознания, у них есть WAU, потихонечку создающий биомеханическую экологию и совершенствующий процесс запихивания цифрового сознания в механическое тело, у них есть обширный подводный комплекс работающий на геотермальной энергии и с возможность выводить всякое разное на орбиту... А они сидят и ноют: буу, человечество кончилось, баа, перспектив нет, ыыыы, все умерли, вааа, моя копия это не я значит все тлен, давайте все сделаем свои копии, сунем их в цифровой гроб и запустим его в космос!
WAU - единственный разумный (вроде как) оставшийся обитатель этой планеты. Время людей закончилось. Уж не знаю, как вам, но мне кажется, что конец истории родного вида и родной цивилизации - это пиздец как безысходно и удручающе. Да, обширный комплекс, но на нем осталось два человека, да и то, одна без тела.
> них есть обширный подводный комплекс работающий на геотермальной энергии и с возможность выводить всякое разное на орбиту.
Да и комплекс будет постепенно разрушаться, тут только WAU что-то сделать сможет, если захочет.
> у них есть WAU, потихонечку создающий биомеханическую экологию и совершенствующий процесс запихивания цифрового сознания в механическое тело
Что касается запихивания, помните сцену, где герой попал в WAU и увидел себя в комнате со своей тян? Видимо, WAU строит аленький виртуальный мирок для каждого, индивидуальную страну грез. И ты будешь там доживать и разлагаться. Каждый отдельно. Для человечества это конец.
И, наконец, концовка, которая показана радостной и яркой, на само деле пиздец какая безысходная. Именно осознание концовки давит всей безысходностью. Да, они загрузили свои сознания и будут летать в космосе тысячи лет на консервной банке. И что? Они не смогут развиваться, они не смогут двигать науку, технологию, они ничего не смогут сделать. Обречены летать жить в своем цифровом раю, пока их консервная банка не разрушится, и они ничего не смогут с этим поделать. Это просто отложенный конец.
>WAU - единственный разумный (вроде как) оставшийся обитатель этой планеты.
Странно, я насчитал как минимум шестерых. Не считая тех кто в баночке с симуляцией.
>Время людей закончилось.
Время людей закончится только когда умрет последний человек. В сеттинге игры этого не произошло даже на момент концовки.
>Да, обширный комплекс, но на нем осталось два человека, да и то, одна без тела.
плюс народ в капсуле с симуляцией. Плюс все те кого ВАУ запихнул в цифровое лимбо (и куда едва не попал и игрок тоже) пока не закончит обкатку цифрового переноса.
>Видимо, WAU строит аленький виртуальный мирок для каждого, индивидуальную страну грез. И ты будешь там доживать и разлагаться. Каждый отдельно.
Это по сути архив. Твоё сознание будут оттуда доставать и расселять по копиям в ИРЛ телах, судя по тому как ВАУ оперирует в комплексе. Какое-то количество оцифрованных сознаний в нем уже содержится, раз в комплексе можно наблюдать первые не совсем удачные попытки заселения.
>Да, они загрузили свои сознания и будут летать в космосе тысячи лет на консервной банке.
Да скорее пару десятилетий, не больше. Потом солнечная батарея коротнет, или пробьется микрометеоритом, или Солнце пыхнет, и всё, привет.С тем что это отложенный конец я согласен. Жалко для м-м-м-м-максимум безысходности нет варианта концовки где мы разбиваем устройство, понимая этот факт.
А мне не понравилось. Есть произведения поднимающее подобные темы разных начиная от хороших заканчивая "Роботпо имени Чаппи". В том той дело что у нас нет выбора вообще что бы ты не выбирал абсолютно ничего не меняется, типа все плохо и что бы ты не делал хуже уже не станет. Концовка пред угадывается (тут спойлеры если кто еще не понял) еще когда мы меняем первое тело. Скажем та же Prey в этом плане приятно удивила намного больше, вот тут хрен угадаешь, вот так еще наверное не делали. По сути у на одна тема и ее мусолят. Но мне не нравиться реализация. Типа ладно перенести сознание из мозга в комп нельзя можно только скопировать. Ладно тут физический барьер. Хотя то как они легко и не принужденно это делают, типа это простая обыденная процедура легко и быстро никаких проблем быть не может. Да у меня хартстоун и то дольше грузился. А потом запускают полноценную эмуляцию чуть ли не на калькуляторе, типа вау. Но дальше в чем проблема. Если оно оцифровано никаких физических барьеров нет. Почему теперь можно только копировать. Почему нельзя загрузить, перенести, разделить на части, сжать, изменить, сохранить-удалить воспоминания, добавить новые воспоминания, навыки, знания, чувства, эмоции, программы, слить два или несколько сознаний, запустить сознание одновременно на нескольких устройствах, ускорить мышление, улучшить его загрузить в интернет, запустить его на всех компютерах мира, захватить его, че угодно кароч можно делать.
-Нет, можно только копировать.
-Почему?
-Ну потому. Потому что тогда драма бы не получилась, безысходность не была бы такой безысходной.
Пойду чет шарифова посмотреть захотелось.
>Почему нельзя загрузить, перенести, разделить на части, сжать, изменить, сохранить-удалить воспоминания, добавить новые воспоминания, навыки, знания, чувства, эмоции, программы, слить два или несколько сознаний, запустить сознание одновременно на нескольких устройствах, ускорить мышление, улучшить его загрузить в интернет, запустить его на всех компютерах мира, захватить его, че угодно кароч можно делать.
Ну вот отсканировал ты сознание и получил файл consciousness.dat размером в 666.13 гб. Который по сути является закриптованным архивом, ты его открываешь а там просто каша из символов. Нечего редактировать, не пойми что удалять или добавлять. Можно сделать МРТ тела и сохранить результат на диск, но добавить туда пару лишних органов или поменять анатомию будет отнюдь не тривиальной задачей, а ведь это мы говорим о простом статичном трехмерном снимке!
Это немного не так работает. Знаешь наука она, на то и наука, а не магия. Что нужно знать что и как работает, что бы заставить это работать. Я не знаю как работает сознание просто копирую его и запускаю на винде. Неа не выйдет. Это не один зашифрованный файл потому что тогда это Фаил. Просто что бы скопировать воспоминания нужно знать откуда и куда. И что бы его запустить тем более. Нельзя проводить хирургические операция, не зная анатомии. И точно также цифровой-нейрохирургией сознания "только что придумал название". Даже от того что мы его запускаем, и оно думает и запоминает оно уже изменяется. Память куда то записывается. Значить уже можно менять скорость его работы, записывать что то в память и много чего еще. Например устроить инсульт и вырезать кусочек. Снимок на МРТ это просто снимок хоч вторую голову сделаю.
Посмотри на это с другой стороны, сколько сегодня есть версий тех же операционок, различных программ и кучи другого софта, и сколько людей могут хоть как-то вменяемо увязать их между собой с помощью эмуляторов или иных костылей? А ведь есть еще и различные требования к материальной части (как сейчас любят делать многие производители), которые надо как-то суметь обойти с сохранением известной части функционала. Вот и получается, что как доходит до технической реализации, захват мира откладываеся на неопределенный срок из-за возникших накладок и прочих неполадок. И еще у авторов этого жанра отнюдь не редкость встретить слишком низкий уровень технической грамотности или даже отсутствие какой-либо мотивации вникать в подобные моменты, вследствии чего образуются на ровном месте нагромаждения нелепиц и прочих абсурдных допущений (по сути крайне топорный и буквальный перенос части окружения автора в совершенно иное время с реалиями), фактически убивающих все остальное высокоморальное действо.
В общем, что есть сознание - хуй его знает, но я воспринимаю, что сознание - это процесс, во времени. Процесс наблюдения самого себя. И, собственно, не имеет значения, на каком "железе" это сознание запущено - на биологическом мозге или в цифровом компе. Допустим, сознание - это некая программа, мы делаем дамп ОЗУ этой программы, переносим на другой комп, включаем. С "точки зрения" экземпляра программы, запущенной на втором компе, она телепортировалась с одного на другой. С "точки зрения" экземпляра программы, оставшейся на исходном компе, ничо не изменилось. Как и было показано в концовке Сомы.
Но я считаю, ответ на вопрос: "что есть сознание" - это вопрос соглашения и убеждения. Если ты считаешь, что ты "переносишься", то ставишь программу на паузу, делаешь дамп ОЗУ, запускаешь ее на другом компе, просыпаешься там, тебе все ок, вообще никаких моральных страданий. Что тоже было показано в Соме. Если ты считаешь, что только копируешься, то эта постановка на паузу без последующей активации - смерть, а скопированный - лишь копия. И это уже вызывает моральные страдания.
В общем, я считаю, Сома просто охуенно, от первого лица, показала проблемы копирования/переноса, при этом разницу в восприятии этого процесса в зависимости от убеждений на его счет.
Я бы сказал что она рассматривает проблемы понимания концепта довольно тугим на соображалку человеком. Куча реальных проблем вытекающих из оцифровки осталась за кадром, из-за того что половину игры игрока держали в потемках относительно фактов без особой причины, а оставшуюся половину игры он играл дурика, от этих фактов отбрыкивался и всячески игнорировал.
Обьяснение "монетка с шансом 50\50" тоже в корне не верно, я считаю. Ты ВСЕГДА остаешься позади, но и ВСЕГДА переносишься, в зависимости от точки зрения. Выходит суперпозиция.
Вам кажется это странным - но по факту это как раз крайне логично работает с точки зрения сегодняшних технологий. Объясню подробнее.
Есть такая штука как нейронные сети, которая на данный момент работает наиболее схожим с мозгом образом. Там есть множество переменных, выполняющих роль искуственных нейронов, вся задача которых - передавать определенный сигнал на основе определенного входящего сигнала с других нейронов. Нюанс в том, что связей между ними - огромное количество, все комбинации даже для 1-2го уровня проследить практически невозможно.
В итоге - на данный момент не существует нормального способа анализа назначения отдельных "нейронов" в нейронной сети.
А теперь задумайтесь. У вас есть полностью искуственная программа, котора является супер упрощенной схемой работы мозга - и даже в ней даже ее создатель - абсолютно не может сказать, как и зачем работает 90% переменных, ибо они самообучились без его прямого вмешательства. Ты можешь менять входные данные, подставлять новые коэффициенты - но ты не можешь изменить ни одного нейрона чтоб она не перестала работать. Это закрытый ящик, возможно в будущем будут средства - но на данный момент такие вещи работают только при своей неизменности.
Касательно "копирования" - вообще смешно. Это компьютерный файл. Их нельзя просто "загружать", это всегда копирование. Можно только после копирования автоматически файл удалить - но это ничего не изменить, вы все равно просто копируете файл, а оригинал уничтожаете.
Не сказал бы что игра держится только на концовке. Как по мне концовка как раз - самый натянутый момент игры, я во истину не понял чему удивился ГГ и многие игроки, ведь тебе всю игру женщина говорит конкретно что так оно и будет. Потом оно так случается и все такие: оО, ну нифига себе.
Хз, для меня самый сильный момент был - это моральное решение после смены скафандра ближе к финалу, после которого собственно и концовка становится очевидной. Реально очень тяжело было чисто по человечески нажать кнопку, а после еще долго какое то странное чувство пустоты преследовало. Да, игра реально офигенная, хоть и "одноразовая", но лично для меня - скорее важен путь, чем результат, который был для меня очевидным финалом путешествия.
ага для гг показался пиздец тупым когда стал психовать в конце, ведь 100 раз слышал что как будет
Вы много знаете игр, которые поднимают такие серьезные проблемы, как проблема копирования/переноса сознания? Более того, за счет того, что SOMA - игра, т.е. позволяет достичь куда большего уровня погружения, чем книга или фильм, она позволяет прочувствовать это на собственной шкуре, так скажем. Это реально охуенный опыт, уникальный для игры. Можно сколько угодно устраивать срачи на тему копирования/переноса, а можно один раз поиграть в SOMA.
В играх эта тема не особенно широко освещается, но в литературе это избитый штамп. Игра не принесла ничего нового, тот же Талос вышел на год раньше.
Талос вообще абсолютно о другом же.
А на счет литературы, много вы знаете произведений которые освещают эту тему? Не "ой можно сунуть петю в комп чтобы он там бегал по киберпространству", а именно что рассматривают как одну из центральных тем? Я разве только Акселерандо могу вспомнить.
Из того, что могу вспомнить сходу:
"Золотой Век" Райта, как только не обсосано, множество аспектов.
Виртуалы в Xeelee Sequence.
Permutation City, тут спойлеры. Да и Иган вообще.
Да даже у Стругачей есть неприятный опыт загрузки сознания.
Из фильмов вспоминается несправедливо засраный критиками Transcendence.
Игра-кинцо, а вот сюжетец хорош
Довольно странно сравнивать принцип талоса и сому. в первой я всю голову сломала над задачками, вторая прошлась аки кинцо посмотрела
Поддерживаю. Разные типы игр, в Соме упор больше делался на мир и повествование.
Значит вы оба невнимательно проходили Талос.
а знает кто-нибудь, зачем съёбывать с планеты и гарантированно сдохнуть через тыщу лет в ковчеге, если теперь ты ебучий робот и можешь не взирая на уничтоженную биосферу тупо заполонить планету и жить миллионы лет?
Вот этого момента я тоже не понял. Возможно дело в НИУ, но скорее просто дыра в повествовании.
Хотя непонятно как создавать новых роботов, на поверхности теперь адская саванна, а на станциях их вроде как не производили. Только копии сознания загружали.
Ты - бомж-робот в комплексе, который заполонили НЕХ, желающие тебя сожрать и погрузить в маленький виртуальный мир грез (а может, некоторые и просто сожрать). В комплексе, который расположен на дне моря. В комплексе, который постепенно будет разваливаться, а его населяют два человека, один из которых вообще без тела. Охуенная перспектива.
вопрос не в том, что случилось, а в том, почему это случилось именно так. Они не просто работали себе, работали, и тут ХЕРАК!1. Они знали о причинах и масштабах пиздеца. Вопрос в том, сколько времени было у цивилизации на подготовку. Я не помню, чтобы в игре где-то уточнялось это важнейшее обстоятельство. Если времени было достаточно для строительства комплексов, то всё рушится впизду. Осебенно, если этот комплекс строился именно как последнего средство спасения.
С технологиями ИИ и копирования сознания, колонизация любой соседней планеты - изимод.
А даже если времени не было, то получается, что комплекс выстоял, сохронил основную функцию, а миллионы ядерных бункеров с копиями по всей планете нет?
Насколько я помню, комплекс был построен и функционировал задолго до пиздеца. Потом пиздец наступил, и комплекс остался единственным оплотом выживших на Земле.
Про миллионы ядерных бункеров с копиями речи не было. Скорее всего, их и не было. Проект "Ковчег" Кэтрин начала разрабатывать как хобии до катастрофы. И не сразу все заработало. Скорее всего, технологии эмуляции полноценного человека в виртуальном окружении не было. Да и вообще, это вроде как был как раз передовой комплекс исследований всей этой хуйни.
Автор, огромный тебе респект.
Вроде игра маленькая, короткая, геймплейно не выдающаяся, да и как хоррор так себе, но теперь она твердо стоит где-нибудь в топ-5 моих самых любимых игр. И похер, что не реиграбельная.
игра понравилась, сделано удачно и обыграно. но по здравому смыслу уж больно человечество легко сдалось имея такую технологию. кто то мог закопаться поглубже в землю в разных местах, много подводных комплексов с людьми, кто то на орбите дождётся пока уляжется кипешь. технология, запас генетического материала и всё можно начать заново
Если ты консервная банка с замороженной ДНК и цифровыми сознаниями на борту, как ты начнешь все заново, не имея исполнительных механизмов?
эмбрионы , выращивание детей и обучение этими цифровыми сознаниями. коли оставили днк то должен быть и исполнительный механизм по логике... но игра про закат человечества и вся морока чтобы поставить ему памятник. эпично , но в реале планета уцелела, атмосфера тоже. пыль уляжется через несколько лет и можно начать всё сначала
Я прошел Сому в начале этого года и она оставила неизгладимое впечатление. Можно даже сказать, наложила отпечаток на мое мировоззрение. Давно так ничего не цепляло. Особенно круто было то, что она мне попалась совершенно случайно - раздавалась бесплатно на PS4, я ее скачал и начал играть, совершенно не имея представления об игре и не имея никаких завышенных ожиданий.
Похожая ситуация, я считаю что такие игры действительно лучше проходить в неведении.