Згарды (в единственном числе "згард", мужского рода) - это обереги в
виде специфической формы крестов, которые по аналогии с христианскими,
называли мальтийскими, тевтонскими и т.д. Но згард - это не суть
христианский крест, хотя на них даже бывают изображения распятий. Это
дохристианские обереги, к которым церковь относилась довольно
неодобрительно. Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного
украшения, по несколько штук, чтобы не вызывать подозрений (под
рубашкой при этом могли спокойно носить нательный христианский
крестильный крестик), а у мужчин были кольца с подобный же символикой.
Большие згарды с распятием назывались "гадзивськи" - потому что носили
их "гадзы", то есть очень зажиточные и уважаемые поселяне.
Згард отличался от христианского креста наличием небольших круглых
выступов на краях крестовидных лопастей. Разной формы згарды имели
отдельные названия, иногда понятные, иногда не совсем.
Дарили згарды девочкам обычно впервые в шесть лет, но не в день
рождения, а в день "уродИн", то есть, именин по-русски. Этот згард
надевали на шею в единственном числе, а на следующие именины дарили уже
парные, одинаковой формы обереги и размещали по бокам от первого. Со
временем, количество оберегов росло и в украшении они ложились уже не в
один, а в несколько рядов. Получалось целое колье, выполнявшее в первую
очередь защитную функцию.
Очень часто, згарды наряду с дукачами входили в состав сложных украинских ожерелий - намысто.
виде специфической формы крестов, которые по аналогии с христианскими,
называли мальтийскими, тевтонскими и т.д. Но згард - это не суть
христианский крест, хотя на них даже бывают изображения распятий. Это
дохристианские обереги, к которым церковь относилась довольно
неодобрительно. Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного
украшения, по несколько штук, чтобы не вызывать подозрений (под
рубашкой при этом могли спокойно носить нательный христианский
крестильный крестик), а у мужчин были кольца с подобный же символикой.
Большие згарды с распятием назывались "гадзивськи" - потому что носили
их "гадзы", то есть очень зажиточные и уважаемые поселяне.
Згард отличался от христианского креста наличием небольших круглых
выступов на краях крестовидных лопастей. Разной формы згарды имели
отдельные названия, иногда понятные, иногда не совсем.
Дарили згарды девочкам обычно впервые в шесть лет, но не в день
рождения, а в день "уродИн", то есть, именин по-русски. Этот згард
надевали на шею в единственном числе, а на следующие именины дарили уже
парные, одинаковой формы обереги и размещали по бокам от первого. Со
временем, количество оберегов росло и в украшении они ложились уже не в
один, а в несколько рядов. Получалось целое колье, выполнявшее в первую
очередь защитную функцию.
Очень часто, згарды наряду с дукачами входили в состав сложных украинских ожерелий - намысто.
Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов.
Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов.
Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .