Ритуальный кинжал "Пхурба"

Недавно пересматривал старенький фильм "Тень" с Аликом Болдуином и задался вопросом, откуда "эта самая фурба взялась". Стало интересно. Оказалось он вовсе не "Фурба" называется...впрочем у него несколько вариаций названия.Что характерно, я не нашёл ни одной фотки, которая бы была похожа на "Фурбу" из фильма, кроме самой первой. Да и та нарисована.

У кинжала то происхождение почище иных ритуальных вещиц.
 

Далее взято из открытого источника:

Что такое Пурба.

Пурба (Пхурба, Пурпу) — или Кила — ритуальный предмет (кинжал) в буддизме Ваджраяны.
Классическая форма пурба — трехгранный кол клиновидной формы с рукояткой, обычно заканчивающейся изображением трех голов божества тантрического пантеона Ваджракилая — гневного проявление Будды Амогхасиддхи. Помимо этих элементов встречается и множество вариаций. Так, в навершии могут быть использованы изображения Хаягривы — свирепого божества охранителя, Махакалы — защитника буддизма, Макары — демона с туловищем крокодила, крылатого леопарда, ваджры и т.д.

Некоторые историки говорят, что своей формой кинжал обязан своему предшественнику — ритуальному гвоздю клиновидной формы, который использовали в ведическую эпоху в ритуалах жертвоприношения для закалывания животного, приносимого в жертву. Некоторые считают, что это был колышек, к которому привязывали жертву.

Пурба как артефакт буддийской практики.

Но в буддийскую эпоху и вплоть до настоящего времени назначение кинжала было совсем другим, он использовался как ритуальный предмет в практиках тантрического буддизма.
Иногда люди считают, что назначение ритуального кинжала — изгнание злых духов, однако это лишь один из путей его использования, а истинное назначение пурбу тесно связано с буддийской концепции освобождения.

Известно, что одной из основ буддийской доктрины являются четыре благородные истины.

Первая говорит нам — все есть страдание.
Вторая говорит о причинах страдания.
Третья о том, что страдания можно прекратить.
И четвертая утверждает способ его прекращения — буддийский путь — практику. 
Однако на пути практикующего буддиста поджидает множество препятствий, ведь согласно второй благородной истине настоящие причины страдания лежат в нас самих, и это три главных яда бытия — гнев, неведение и страстное желание.

Три грани (лезвия) Пурбу являются символами этих препятствий, а сам кинжал способом их разрушения, помимо этого он отсекает привязанности к иллюзорным представлениям о мире и собственной личности.
В этом смысле навершие кинжала в форме Ваджракилаи и его рукоятка в виде ваджры имеют большое символическое значение, ведь Ваджракилая в буддизме Ваджраяны — это символ преодоления препятствий и омрачений сознания, а ваджра (удар грома) ни что иное как символ несокрушимого намерения адепта на пути к освобождению.
Говорят, что Падмасахава (Гуру Ринпоче) — одна из значительных полумифических фигур тибетского буддизма достиг освобождения через практику Янгдаг Херука. Прежде чем он подошел вплотную к просветлению, даже ему пришлось некоторое время практиковать Ваджракилаю для того, чтобы преодолеть препятствия, вызванные тремя омрачениями ума.

Пурба ваджра

Пурба приписывается множество магических свойств, и, помимо буддийских практик, он широко используется и в шаманских ритуалах, в которых зачастую имеет такое большое значение, что допускается к использованию лишь единожды. Его применяют как средство для изгнания демонов, злых духов, а также дурных проявлений человеческой природы.
Пурба изготавливают из самых разных материалов (железо, дерево, бронза, кость, глина, рог). Изначально каждый из них имел свое значение в контексте использования кинжала. Например, считалось, что для работы с гневом лучше использовать Пурба из железа, а еще лучше из метеоритного железа. В ритуалах умиротворения демонов использовали мягкую древесину, например, сандал. Для ритуалов приумножения и изобилия использовали дерево сириса (Альбиция). Для ритуалов подчинения духов лучше подходила акация.

Три лица Ваджракилая

Классическая пурба состоит из трех частей — навершие, рукоять и лезвие, но могут быть и вариации. В качестве навершия используются изображения различных существ буддийского пантеона, иногда и индуисткие, например, Ганеша. Рукоять может быть изготовлена в виде ваджры или одного из восьми главныхтибетских символов — чаще бесконечного узла. Лезвие состоит из трех граней, которые сужаются к кончику, грани кинжала часто украшаются рисунком змеи.
Интересен ритуал подготовки участка земли под монастырь, храм или ступу, в котором используется Пурба. Для этого участок земли делится на 90 квадратных частей, а каждый из них в свою очередь на 4 части, символизирующих 4 сезона, так образуется 360 дней лунного года. Затем обнаруживается самый благоприятный квадрат, в нем выкапывается ямка в которой ищут особые геомантические знаки, в эту же ямку помещают сокровища и очищают землю с помощью ритуала, в котором и используют Пурба. Так создается зона безопасности и стабильности. Потом при помощи колышков и цветных ниток создается некое подобие ограды, которая уже окончательно создает мощную магическую преграду для зловредных духов и демонов.


Легенда о Сакьядеви.

Сакьядеви была дочерью непальского правителя Сукхадхары. Мать ее умерла во время родов, а власть при дворе захватила следующая жена, которая отправила девочку в изгнание.
Росла она в районе современного Парпинга (долина Катманду) и со временем стала йогини, практикующей буддизм. Именно тогда в Непал прибыл великий буддийский йогин Падмасабхава и женился на девушке, после чего они оба удалились в пещеру Ланглешо, которая находится прямо над Парпингом (сейчас в этом месте буддийский монастырь), где оба усердно практиковали метод Ваджракилайя, посредством которого Сакьядеви достигла состояния «радужного тела», которое означало ее окончательное становление в качестве Будды в женском обличии.
Говорят, что их практика пурбы (ваджракилая) оказалась настолько мощной и действенной, что с ее помощью Сакьядеви обрела способность изгонять злых духов и воскрешать мертвых.

,познавательно,длиннопост,текст на белом фоне,песочница