Гейб Ньюэлл рассказал о судьбе Half-Life 3. Разработка шутера начиналась уже несколько раз

Геймеры уже давно привыкли, что Valve редко выходит на связь, если не уверена, что это абсолютно необходимо. Однако релиз Half-Life: Alyx определённо развязал языки не только сотрудникам студии, но и её главе, Гейбу Ньюэллу. Недавно он поучаствовал во встрече деятелей индустрии и блогеров в рамках The Game Awards, где рассказал о работе компании.

,Valve,Разработчики игр,Игры,Гейб Ньюэлл

Ньюэлл вновь заверил фанатов, что Valve не сидит без дела, однако пока просто не готова раскрывать какие-либо подробности о своих наработках. Если бы компания анонсировала каждый свой проект, геймеры уже как минимум дважды услышали бы о Half-Life 3 и в итоге всё равно не получили бы игру.

«Сейчас мы работаем над разными вещами. Но есть проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся: если рассказать что-то о проекте на ранних этапах, а потом поменять планы, люди разозлятся сильнее, чем если бы мы ничего не говорили. Мы пару раз начинали разработку Half-Life 3, но сворачивали её, потому что либо игра выходила недостаточно интересной, либо мы заходили в тупик, пытаясь решить интересные нам проблемы», — заявил Гейб Ньюэлл.
Глава Valve также рассказал о своей жизни в Новой Зеландии, где он остался из-за пандемии. Ньюэлл планирует перевезти в эту страну хотя бы часть разработчиков, чтобы вернуться к непосредственной коммуникации при обсуждении проектов. Как оказалось, связанные с распространением COVID-19 ограничения привели к снижению продуктивности студии на 50-75%.
Помимо прочего, Ньюэлл порассуждал о будущем виртуальной реальности, а также упомянул Half-Life: Alyx. По его словам, идея поработать над серией в совокупности с VR очень воодушевила сотрудников Valve. Судя по всему, студия наконец-то полноценно вернулась к культовой франшизе, но никаких официальных анонсов по этому поводу пока не последовало.



Отличный комментарий!

Кадр будто с Поле Чудес
,Valve,Разработчики игр,Игры,Гейб Ньюэлл

Отличный комментарий!

Карательная электроника: Как нельзя разрабатывать интерфейс скоростной видеокамеры.

Кратко в статье будет:
Что же не так в первой же картинке: хоть и выглядит вполне аккуратно, или сказ о наводках и СВЧ чёрной цифровой магии и почему так делать нельзя.
Немного об отладочной плате FPGA и особенностях разработки.
О модуле камеры, её сенсоре, MIPI интерфейсе и как его испортить.
Как сделать связь с ПК в сотни мегабит, менее 100мбит/сек, и как в том числе и тут словить кару.

Внимание: в статье несколько хайрез фоток и видео, много тех терминов и лютого DIY, возможен взрыв мозга! 

Начнём с пациента:

Что это на фото?
1. Белая плата - мозги: FPGA плата на базе Artix-7 от Xilinx, подключена к ПК по micro USB для прошивки и отладочных логов
2. Мини плата слева сверху - FTDI, обещала "скоростную" связь с компом...
3. Синяя плата справа сверху - сам модуль скоростной камеры с пимпкой "объектива" (извиняюсь за ругательство).
4. Куча проводков от ардуины.

Требовалось:
Захватить видеопоток с камеры и послать на ПК как есть, без сжатия, при этом достичь максимального количества кадров в секунду.

Что за зверь, FPGA плата?


Это процессор или миникомп как "малинка"? 
Нет, но она как процессор может исполнять алгоритм, считать и управлять чем-нибудь. 
По сути FPGA это набор блоков памяти, отдельных битов памяти и простых, проще сложения, логических элементов с управляемыми связями. А связями всего этого набора можно произвольно управлять софтом по своему желанию.

Стоп, а как оно считает, исполняет алгоритм и управляет? 
А тем что специальный софт разбивает алгоритм, написанный на си подобном языке, на отдельные блоки:
массивы размещает в большие блоки памяти, 
переменные разбивает на биты и размещает в отдельные аппаратные биты, 
вычисления, даже такие простые как инкремент разбивает на сотни и тысячи логических функций, для сложных использует готовые аппаратные блоки. 
И потом всё это соединяет вполне реальными физическими связями. И работает всё это на частотах в несколько сотен мегагерц. 
По сути алгоритм превращается в реальную и очень комплексную электрическую схему. Это настолько низкоуровневое программирование, что даже "ниже" не только ассемблера, но и машинных кодов и чёрт побери перфокарт!

100-200 Мгц медленно? и зачем такой дрочь нужен если есть обычная малинка или одноплатные ПК х86 на которых винда крутится? 
Нет, это не медленно и есть задачи, где не возможно обойтись без FPGA физически.

Первая фишка: в том что это не проц, который исполняет алгоритм шаг за шагом. Это куча связанного "железа" которая исполняет весь алгоритм одновременно! Тотальное 100% распараллеливание алгоритма, даже если в нём несколько сотен тысяч строк кода! 
Это даёт возможность такой магии, как сортировка массива за ноль тактов (например, в фильтре шума).
А ещё даёт возможность самому проектировать эмуляторы старых консолей и они будут работать в точности, нет, ТАК В ТАК, так-же как и их аппаратные дедушки, даже даёт возможность сэмулировать баги, и разные аппаратные нестабильности например в звуке чип-тюна ZX-Spectrum. 
А ещё это и чудовищное быстродействие: делать расчёты на 66 Мгц быстрее чем Core i7 на 3700 МГц? запросто! Именно поэтому ASIC (FPGA с предзаказанными, не изменяемыми связями) так полюбились всеми майнерами. 

Вторая принципиально непобедимая фишка: время реакции - раз всё работает параллельно и можно реагировать с нереальной скоростью, в десятки а порой единицы наносекунд. Робототехника, автопрома и оружейка - без FPGA и ASIC (захардкоженный FPGA) никак.

Третья фишка: можно реализовать любую переферию, любой интерфейс самому при помощи исходного кода, и если ты написал сам всё с нуля, включая интерфейсы, то это 100% переносимо, ну не мечта ли? Но с большими оговорками, и можно "отстрелить себе ногу", что я и сделал в интерфейсе камеры.

Модуль камеры:

Это плата модуля камеры: сверху чёрный цилиндр объектива, под ним чип сенсора который собственно и видит со всей логикой, который установлен на плате, два стабилизатора питания и разъём 40 контактный.
Камера: 
5 мегапикселей.
"Объектив" полное гавно: мылит даже на VGA разрешении, света собирает мало, не настраивается фокус. Но для отладки пойдёт.
Чип сенсора выдаёт RAW формат как в профессиональных фотокамерах, 
Интерфейс параллельный MIPI, он примитивный: каждый такт синхросигнала выдаёт 12 бит данных пикселя, с парой статусных сигналов "конец строки" и "конец кадра".
Для настройки юзает двух проводной I2C.
Коннектор - 40 пиновый, двухрядный с шагом 2.56мм, как в старых жестяках.

Казалось бы всё просто особенно для FPGA...

"Отстрел ноги"

Но чтоб достичь максимальной скорости надо выдать камере максимальную частоту в ~100Мгц (а с гармониками до гигагерца), от которой камера и тактируется, которая в свою очередь даёт обратно FPGA с сырыми данными изображения. 
А это очень быстро, даже слишком быстро и было наивно с моей стороны надеется, что можно отдельными проводками соединить и ничего за это не будет...
Будет!

Во первых: в стародавние времена, когда у жестяков был широченный ParallelATA 40 пиновый коннектор и такой же шлейф, то этот 40 жильный шлейф работал только до частот 30-60МГц, а далее уже нужно было использовать особый магический 80 жильный шлейф. И это не спроста: на таких частотах взаимные наводки очень сильно влияют и портят сигнал. Но в этой связке его использовать нельзя т.к. на основной FPGA плате нет такого же 40пинового разъёма, а мудаки из Xilinx ради маркетинга (ну и чтоб продавать только их доп платки по конской наценке) и несовместимости запилили 4 группы по 12 контактов в два ряда.

Во вторых: длинна ардуино-проводов разная да и на самой плате очень сильно различается длинна дорожек, а это критично на таких скорстях и если даже не из за скорости света то из за разной индуктивности - которая усиливает взимные наводки, разносит их по разным фазам ещё сильнее и превращает сигнал в "кашу".

В третьих: маркетологи посчитали что при помощи платы "всего" за 100 баксов нельзя давать заниматься серьёзными вещами. И поэтому два из четырёх 12 контактных коннекторов GPIO подключили через много килоомные резисторы тем самым зарезав частоту и "завалив форнты" (когда тактовая нарастает не слишком быстро чип камеры, из за шумов может не понять время переключение, это было одно или несколько).

Не делайте так! Не надо пытаться ардуино-проводками подключать такие быстрые (свыше 30 МГц и многобитные интерфейсы)

Попытки профиксить и прочие бесполезные трепыхания 
1. Тактовая пикселей MIPI что выходит из камеры оказалась в разы шумнее: это тактовая из FPGA которая набрала по пути до камеры шумы, а потом вернулась из камеры в FPGA набрав ещё шумов на обратном пути. Пришлось затактироваться внутренней частотой внутри FPGA что генерится и выдаётся наружу. 
Фейл: чип камеры при каждом старте настраивается чуток поразному и поэтому выходящяя из него тактовая тоже на пару наносекунд то отстаёт то опережает. 
Адский Костыль: Нужно вручную подстраивать каждый раз при каждом включении задержку.
2. Фейл: Взаимные шумы: так как лежит на первой картинке (плата связи рядом с платой камеры) не работает! В линке с ПК проскакивают лишние байты или он теряет байты. 
Адский Костыль:  
приходится буквально на пару сантиметров отгибать в сторону камеру вот так:
Чёртов бубновый шаманизм!
3. Мини Фейл: Ардуино проводки - они норовят отскачить при любом неосторожном движении любой платы! Это, просто, очень и очень не удобно, надо ОЧЕНЬ аккуратно всё двигать. 
Костыль: расковырял иголкой разъём чтоб лучше держалось ... помогло мало но вроде помогло.
4. Связь с ПК при помощи модуля FTDI2232H оказалось не настолько крутой как её рекламировала фирма.
Фейл: скорость вместо 480 мегабит оказалась всего в 100 мегабит, т.к. внутри ФТДИхи два канала и они прибиты гвоздями, уже 240мегабит, USB не умеет в 100% пропускной, уже 200Мегабит, а чип не сразу видит такт записи а через пол дополнительного такта: вот тебе и 100 мегабит. Дрочиться собирать из двух каналов один не стал - драйвер фтди перемашивает рандомно. Дрочь.
5. так же производитель камеры обманул: вместо 150 фпс оказалось 128 фпс, сам сенсор оказался очень тёмным на такой скорости.

Дополнительно было сделано
Т.к. камера выдаёт сырой рав-поток как в проф камерах, то его надо обрабатывать как это делают тулзы цифровой проявки такие как Adobe Light room.
Для этого запилил на верилоге свой видеопроц:
в нём и MIPI приёмник, и свой i2c контроллер и такие страшные слова как баланс белого, гамма-коррекция, коррекция дин. диапазона, шумодав (где сортируется за 0 тактов в медианном фильтре), ресайз, усиление и коррекция цветов.
схемка для пущего устрашения (to NN это выход в фтди, и спойлер темы будущей статьи ;):


Итог и что получилось сделать:
Оно заработало:

слева рендеринг на ПК при помощи OpenCV, 
справа отладочная консоль в формате VT100 с цветами и свистелко-перделками (реализованный аппаратно на FPGA при помощи той же логики и такой-то матери), да я люблю красиво, дорого и богато.

В первую секунду видна первичная инициализация и пуск камеры с логом адресов и значений команд записи.
Далее я ручками, посылаю текстовые команды в FPGA (лексический интерпретатор команд тоже сам сделал, тоже на логике) и настраиваю яркость и чёртову фазу сигналов, видно что после подстройки фазы обильный "розовый снег" исчезает.
После я машу перед камерой древним смартом с настроечной таблицей цветов.

косяки: 
1. т.к. по скорости FTDI подвела то только 64 кадра в сек, в среднем каждый второй пропускается.
2. есть местами мусор в виде снега и цветных кластеров (показаны красными стрелочками)
,Карательная электроника,не делайте так,электроника,разработка железа,DIY,geek porn,geek,Прикольные гаджеты. Научный, инженерный и  айтишный юмор,сделал сам,нарисовал сам, сфоткал сам, написал сам, придумал сам, перевел сам,FPGA,Mirn (фотограф)
3. сам модуль камеры на такой скорости оказалось лютым гавном, мутная, и шумов много т.к. ISO задран к небесам.

Использованные ресурсы чипа:
Utilization
Resource	Utilization
LUT	4855
LUTRAM	22
FF	10275
BRAM	45.50
10	44
BUFG	3
PLL	1
Post-Synthesis I Post-Implementation
Available
Graph	I Table
Utilization %	
20800	23.34
9600	0.23
41600	24.70
50	91.00
210	20.95
32	9.38
5	20.00,Карательная электроника,не делайте так
блочной BRAM памяти больше всего ушло на буфер одного кадра.
Ушло примерно 200 часов моего времени на разработку, из них 150 на видео проц (raw --> rgb).

Вывод: 
Не делайте так! Не надо пытаться ардуино-проводками подключать такие быстрые (свыше 30 МГц и многобитные интерфейсы). Именно поэтому профессионалы порой недолюбливают ардуинщиков за такие дикие сопли с ардуино-проводками. 

А отладить камеру и ip-корку (аппаратная либа) видеопроца я всё-таки смог. Благо сам алгоритм разработал и верифицировал формально и математически, а на FPGA только проверил, что оно в принципе работает и понял что надо копать в сторону само синхронных синфазных LVDS гигабитных интерфейсов без тактовой и всего этого дроча с шумами.

На этом всё, вот в завершение фотка с топологией чипа (светлосиним заюзанные аппаратные ячейки), зачем? незнай, просто красивый город как из сим-сити вышел.
□□□□ □□□□□□□ □ □
■■■■И”
■ ■■
В ■ В ■	•■!■ » » °|BD В ■ ■ IB BIB ■»
в в ■ ■ oionna ’ini в в	a
'■ВВВ зшинввва ■■ни17 “ ■ ■ «в ■■■ion вив “ ■ ■ ° *ня *	• валяв■в|в а ■ ав*»
	ВИЕВ»я
	вея > »
■ Ш	■авяв9
a •	■ В *
В	■ В* В
■■■■в в■ЯШ "В ■ ■ "В■ вввавв <■ ■ ■ в в ■ ваш я яви ■■■■ ■ ВШЯ «Я в






Вспоминая МАМКУ и коррапты.

Скрыто постов: 1